Статистика: ДТП с участием мототранспорта

В январе – июле в сравнении с аналогичным периодом прошлого года в республике снизилось количество дорожно-транспортных происшествий с участием мототранспорта (с 202 до 165; -37; -18,3%) и раненных в них людей (с 209 до 151; -51; -24,4%). Число таких происшествий и раненных в них людей уменьшилось во всех регионах страны, за исключением Минской области (с 44 до 45; +1; +2,3%).

При этом в республике возросло количество погибших в ДТП с участием мототранспорта (с 23 до 26; +3; +13,0%), в том числе в Гомельской (с 3 до 9; +6; в 3 раза), Минской (с 6 до 8; +2; +33,3%) областях и г. Минске (с 0 до 2).

Наибольшее количество рассматриваемых ДТП зарегистрировано в Минской (45), Гомельской (30) и Брестской (24) областях (в среднем в регионах республики – 24). Максимальные значения данного показателя отмечались в указанных регионах и в 2016-м.

В республике зарегистрировано 415,8 тыс. единиц мототранспорта. В течение прошлого года прирост мотопарка страны составил 2,5 тыс. единиц, или 0,6%.

Подавляющее количество мототранспортных средств находится в собственности физических лиц (97,2%, или 404,2 тыс.), менее 3% – в собственности юридических лиц (11,6 тыс.). Наибольшее число их зарегистрировано в Брестской (175,0 тыс. единиц), Гомельской (69,1 тыс.), Гродненской (53,4 тыс.) и Минской (53,3 тыс.) областях (в среднем в регионах республики – 59,4 тыс.).

Значительную долю мотопарка (70,3%, или 292,2 тыс. единиц) составляют мотоциклы отечественного производства, а также произведенные в советский период: ММВЗ (105,9 тыс.), «Иж» (88,7 тыс.), «Ява» (47,5 тыс.), «Восход» (24,7 тыс.), «Днепр» (17,8 тыс.), «Урал» (4,8 тыс.) и ЧеЗет (3,0 тыс.). Среди иномарок – «Ямаха» (4,3 тыс.), «Сузуки» (4,2 тыс.), «Кавасаки» (2,6 тыс.), «Харлей Дэвидсон» (598) и БМВ (544).

С участием мототранспорта совершено каждое десятое от общего числа зарегистрированных учетных ДТП (10,4%; 165 из 1588). Аналогичным образом около 10% составила доля погибших (10,2%; 26 из 255) и раненых (9,1%; 158 из 1729).

При этом большинство погибших – водители мотоциклов (84,6%; 22 из 26) и их пассажиры (11,5%; 3)

На распределение ДТП с участием мототранспорта существенное влияние оказывает сезонный фактор. В текущем году, как и в прошлом, большинство ДТП зарегистрировано в период с мая по июль (79,4%; 131 из 165). На этот же период приходится и пик количества смертельных исходов ДТП (73,1%; 19 из 26).

Справочно

В 2016 году более половины мотоаварий пришлось на летние месяцы (52,6%; 185 из 352), причем четверть всех ДТП с участием мототранспорта зарегистрирована в августе (23,6%; 83). В результате большинство таких происшествий имели место во второй половине года (201 во 2-м полугодии против 151 – в 1-м).

Анализ статистических данных за 2016-й показывает, что наибольшим риском совершения ДТП с участием мототранспорта отличаются дневные и вечерние часы.

Подавляющую долю от общего числа происшествий с участием мототранспорта составляют опрокидывания двухколесных транспортных средств (30,3%; 50 ДТП из 165, 4 погибших, 47 раненых), а также столкновения на перекрестках (26,7%; 44 ДТП, 6 погибших, 40 раненых). Наибольшее число смертей повлекли наезды мототранспорта на препятствия (34,6%; 9 из 26).

Справочно

Аналогичное распределение ДТП наблюдалось и в 2016-м: опрокидывания – 26,1%; 92 из 352, столкновения на перекрестках – 24,7%; 87. Наибольшее количество людей погибло именно в результате столкновений на перекрестках (26,5%; 13 из 49).

Большинство ДТП с участием мототранспорта произошло по вине самих водителей двухколесной техники (65,5%; 108 из 165; в 2016-м – 64,5%). Доля таких случаев от общего количества ДТП по вине водителей всех видов транспорта составляет 8,3% (7,7%).

Лидирующую позицию в перечне причин мотоаварий занимает превышение скорости движения водителем двухколесной техники (26,9% от общего числа ДТП по вине водителей мототранспорта; 29 ДТП из 108; 8 погибших, 22 раненых). Также наиболее аварийно-опасными являются нарушение правил проезда перекрестков (8,3%; 9 ДТП, 1 погибший, 8 раненых), несоблюдение дистанции (7,4%; 8 ДТП, 8 раненых) и нарушение правил обгона (4,6%; 5 ДТП, 2 погибших, 5 раненых).

Каждый третий водитель мототранспорта, виновный в совершении ДТП, не имел права управления транспортным средством (34,2%; 37 ДТП, 7 погибших, 36 раненых).

Каждое шестое происшествие произошло по вине водителей мототранспорта, находившихся в состоянии опьянения (15,7%; 17 ДТП, 5 погибших, 13 раненых).

Чаще всего виновниками ДТП становятся мотолюбители в возрасте от 21 до 30 лет (в 2016-м ими совершено 70 ДТП, в которых 9 человек погибли и 69 получили ранения) и от 30 до 40 лет (66 ДТП, 9 погибших, 63 раненых).

Наибольшее количество ДТП в 2016–2017 гг. совершено по вине водителей, управлявших мотоциклами марок «Хонда» (14 ДТП, 1 погибший, 17 раненых), ММВЗ (14 ДТП, 2 погибших, 12 раненых), «Иж» (14 ДТП, 1 погибший, 14 раненых), «Сузуки» (11 ДТП, 1 погибший, 13 раненых), «Ямаха» (9 ДТП, 1 погибший, 11 раненых) и «Ява» (9 ДТП, 2 погибших, 8 раненых).

Дмитрий КОРЗЮК, начальник УГАИ МВД Республики Беларусь, полковник милиции