Два дня – четверо погибших

Как только сошел снег, сводки дорожно-транспортных происшествий запестрили сообщениями о гибели людей под колесами автомобилей.

25 февраля в 11.00 в Бобруйске 60-летний водитель, управляя маршрутным микроавтобусом «Мерседес-Бенц-Спринтер», двигаясь по пр. Строителей со стороны ул. Сикорского в направлении ул. Батова, совершил наезд на переходившую проезжую часть по нерегулируемому пешеходному переходу справа налево по ходу движения автомобиля 54-летнюю местную жительницу. От полученных травм женщина скончалась на месте происшествия.

25 февраля в 20.50 вблизи д. Сосновый Бор Молодечненского района 24-летний житель д. Будище, управляя микроавтобусом «Фолькс-
ваген-Транспортер», двигался по автодороге Минск–Молодечно–Нарочь в направлении г. Молодечно. На 78-м км совершил наезд на переходящего проезжую часть дороги слева направо по ходу движения автомобиля 62-летнего жителя агрогородка Докудово Крупского района (не был обозначен световозвращающими элементами). Мужчина погиб.

26 февраля в 22.00 в г. Минске 26-летний минчанин, управляя автомобилем «Хонда-Прелюд», двигался в первой полосе по ул. М. Богдановича со стороны ул. Хоружей в направлении ул. Кульман. Напротив дома № 70 совершил наезд на пешехода, пересекавшего проезжую часть по регулируемому пешеходному переходу на запрещающий сигнал светофора справа налево по ходу движения транспортного средства. В результате ДТП мужчина от полученных травм скончался на месте происшествия.

Всего за минувшие выходные в республике произошло 420 ДТП с материальным ущербом. Совершено 9 ДТП, в которых четыре человека погибли, пятеро получили травмы. За управление транспортными средствами в состоянии алкогольного опьянения задержано 164 водителя. За превышение скоростных режимов движения оштрафовано 1219. Пресечено 317 фактов управления транспортными средствами лицами, не имеющими права управления. Выявлено 763 водителя и пассажира, проигнорировавших обязательное требование о пристегивании ремнями безопасности.

За нарушение правил дорожного движения к ответственности привлечено 2079 пешеходов, из них 796 – за отсутствие световозвращающих элементов в темное время суток. 372 пешехода находились в состоянии опьянения.

Водители и пешеходы: кто кого?

Статистика травматизма неумолима: в минувшем году практически каждое третье дорожное происшествие произошло с участием пешеходов. В разрез общепринятому мнению, что всегда виноват водитель, беспристрастные цифры говорят о том, что 40% пешеходных трагедий – на совести самих пеших участников дорожного движения, которые в каждом третьем случае находились в состоянии опьянения. Как результат, в 516 ДТП по вине пешеходов погибли 142 человека, еще 386 получили травмы и увечья. В январе 2017 года из 12 погибших пешеходов девять получили смертельные травмы по своей вине.

«Зебра» не панацея…

Весьма актуальной в последнее время становится проблема гибели и травматизма граждан на пешеходных переходах, особенно в туманные, снежные и дождливые дни. При таких сюрпризах небесной канцелярии водители должны быть чрезвычайно внимательными, а пешеходы – особенно, при этом жизненно важно обозначать себя световозвращающими элементами. В итоге собственной беспечности и неосмотрительности самоуверенно переходящий дорогу по «зебре» или вообще перебегающий проезжую часть, где вздумается, человек оказывается под колесами автомобиля.

Гражданину, решившему неожиданно для всех перейти или перебежать улицу по пешеходному переходу, нужно сначала остановиться и, как того требуют Правила дорожного движения, убедиться, что выход на проезжую часть безопасен. То есть посмотреть по сторонам, убедиться, что водители вас заметили и остановили транспортные средства. Это особенно важно в сложных погодных условиях. Ведь многие пешеходы, защищаясь от дождя и ветра, натягивают капюшоны, заматываются шарфами и, даже не останавливаясь, не говоря о том, чтобы повернуть голову, выходят на пешеходный переход. А ведь автомобиль невозможно остановить мгновенно… При разборе таких ДТП дается принципиальная оценка действиям не только водителя, но и пешехода. И если поведение пешего участника дорожного движения стало причиной создания аварийной обстановки, то ответственность несет пешеход.

Всего один звонок…

Также участились случаи наезда на пешеходов, которые после дозы алкоголя падают под колеса автомобилей, сидят, лежат на проезжей части и даже передвигаются ползком.

Проезжающие и проходящие мимо, заметив такого «бедолагу», увы, остаются безучастными. Водители, как правило, стараются его объехать и мчатся дальше. Некоторые заметить не успевают… ГАИ призывает в таких случаях обязательно сообщать «тревожные» координаты по телефону 102. Ваш звонок может спасти жизнь и уберечь водителя от неожиданной трагедии.

Мой дорожный талисман

Травматизм среди пешеходов повышается с наступлением сумерек, а также в условиях недостаточной видимости, особенно на дорогах, пролегающих через населенные пункты.

В связи с чем пешеходам не плохо было бы в очередной раз или впервые прочитать Правила дорожного движения, которые обязывают пеших двигаться по тротуарам, пешеходным или велосипедным дорожкам, а при их отсутствии – по обочине. В сложных погодных условиях, когда обочины не пригодны для движения, разрешается идти по краю проезжей части и только навстречу движущемуся транспорту. В таком случае при ограниченной видимости и в темноте пешеход обязан обозначить себя световозвращающими элементами. При этом важно, чтобы фликер был виден. Обозначенный таким образом пешеход дает возможность водителю своевременно заметить себя и не допускать наезда.

Избежать трагедии…

Анализируя статистику ДТП, можно дать несколько рекомендаций водителям, которые позволят избежать наезда на пешеходов.

Не пренебрегайте правилами проезда пешеходных переходов: особо тяжкие ДТП совершают водители, не снижающие скорость, когда соседние автомобили начинают торможение перед переходами. Будьте осторожнее во дворах – дети и взрослые чувствуют там себя защищенными, а потому нередко теряют бдительность (при этом почти всегда правда на их стороне). Помните, что из-за остановившегося общественного транспорта или стоящего автомобиля могут выбежать люди. Следите за обочинами в темноте: заметить пешехода сложно, но возможно и необходимо.

Будь в безопасности!

В целях преодоления негативных тенденций в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, профилактики и предупреждения дорожно-транспортных происшествий с участием пешеходов, популяризации использования световозвращающих элементов в темное время суток с 7 по 17 марта Госавтоинспекция проведет по всей стране республиканскую профилактическую акцию «Стань видимым – будь в без-опасности!». В этот период будет проводиться широкая информационно-разъяснительная работа среди населения об основных угрозах и рисках безопасности на дорогах с учетом сезонных факторов, о правилах использования световозвращающих элементов и мерах безопасности на пешеходных переходах.

Анна БАНАДЫК, старший инспектор по особым поручениям УГАИ МВД Республики Беларусь