Алгоритм безопасности

Завершились зимние каникулы у школьников. Маленькие пешеходы вновь массово вышли на улицы, а значит, водителям нужно повысить бдительность при проезде пешеходных переходов, вблизи учреждений образования и во дворах.

Родителям очень важно повторить с детьми определенный алгоритм действий при переходе проезжей части. Даже на разрешающий сигнал светофора, особенно на нерегулируемом пешеходном переходе, нужно остановиться у края проезжей части – посмотреть по сторонам – убедиться, что водители вас заметили и остановились – начать переход проезжей части – дойдя до середины, снова убедиться, что едущие справа автомобили остановились и вас пропускают.

Запретите ребенку внезапно выбегать на дорогу, в том числе на переходах. Во дворах, перед тем как выйти на проезжую часть, следует выглянуть из-за предметов, ограничивающих видимость (припаркованные автомобили, мусорные контейнеры и др.), и убедиться, что нет движущихся транспортных средств.

Если вы видите, что посторонние вам дети не уверены и не могут сами перейти проезжую часть, помогите им. И помните: только от вас зависит, какую модель поведения на дороге выберет ваш ребенок. Будьте примером правильного и безопасного участия в дорожном движении.

УВИДЕТЬ В ТЕМНОТЕ

Зимой происходит большое количество дорожных аварий, среди которых преобладают наезды на пешеходов. Только в декабре прошлого года и за 10 дней этого на дорогах Беларуси в ДТП погибло 65 человек, из которых 45 – пешеходы, что составляет 70% общего числа погибших. Наибольшее количество пешеходов в результате ДТП погибло в Минской, Гомельской и Могилевской областях.

В целях стабилизации обстановки на дорогах республики силами всех служб милиции общественной безопасности и территориальных подразделений департамента охраны проводится целенаправленная профилактическая работа по предупреждению ДТП с участием пешеходов.

Основная масса наездов на пеших участников движения происходит в темное время суток, когда водитель в силу различных обстоятельств слишком поздно обнаруживает идущего по дороге человека. Сопутствуют этому обычно неблагоприятные погодные условия, а также отсутствие у пешеходов световозвращающих элементов.

В темноте увидеть человека на дороге из салона автомобиля при ближнем свете фар можно лишь на расстоянии до 30 метров. Машина, двигаясь со скоростью 60 км/ч, за одну секунду проезжает около 17 метров. За это время водитель успеет только нажать на педаль тормоза, но мгновенно остановить транспортное средство невозможно.

Использование светоотражателя уменьшает риск наезда на пешехода в темное время суток на 85%. В свете фар водители обнаруживают человека, имеющего отражатели на одежде, обуви или рюкзаке, при движении с ближним светом на расстоянии до 130–140 метров. В дальнем свете фар пешеходные катафоты позволяют «светиться» на расстоянии до 400 метров. Водитель же, вовремя заметив пешехода на дороге, избегает наезда и его последствий. Чтобы добиться максимального эффекта от использования фликеров, их необходимо размещать так, чтобы они были видны сидящему за рулем.

Нарушивший ПДД пешеход привлекается к административной ответственности в виде предупреждения или штрафа в размере от одной до трех базовых величин (1 б.в. – 23 рубля). Если же пеший участник в момент совершения правонарушения находится в состоянии опьянения, штраф возрастает до 5 б. в. Пешеход, совершивший нарушения Правил дорожного движения, повлекшие создание аварийной обстановки, наказывается штрафом от 3 до 8 базовых величин.

Ежедневно за различные нарушения ПДД к административной ответственности привлекается в среднем 750–800 пешеходов.

СНЕГ МОРОЗА НЕ СЛАЩЕ

Госавтоинспекция призывает водителей и пешеходов уделить повышенное внимание обеспечению личной безопасности при участии в дорожном движении.

По прогнозам синоптиков, в ближайшие дни ожидаются перепады температуры от минусовых до плюсовых значений, осадки в виде мокрого снега, на дорогах – гололедица.

Когда происходят перепады температурного режима, сопровождающиеся осадками, вопрос безопасности дорожного движения встает особенно остро. Резкая смена погодных условий оказывает влияние не только на состояние проезжей части, но и на самочувствие участников дорожного движения. В ранние утренние часы, когда и люди, и автомобильный трафик только просыпаются, вероятность совершить ошибку на непредсказуемой зимней дороге возрастает в разы. Поэтому стоит выходить заранее и не торопиться.

Водителям необходимо выбирать наиболее безопасный в складывающихся дорожных условиях скоростной режим. Стоит увеличить дистанцию и соблюдать боковой интервал, избегать беспорядочного перестроения и не допускать резкого торможения. Обязательно пристегиваться всем сидящим в автомобиле. В такую погоду важно обеспечить хороший обзор и быть заметными для других участников дорожного движения. Для этого необходимо передвигаться с включенным ближним светом фар, перед поездкой полностью очистить автомобиль и световые приборы от снега. Быть особенно внимательными при проезде пешеходных переходов.

Пешеходам также важно быть осторожными в непогоду. Обозначайте себя световозвращающими элементами, они помогут водителю вас вовремя заметить. Приближаясь к краю проезжей части, обращайте внимание на состояние бордюрного камня – он может быть скользким. На пешеходном переходе убедитесь в безопасности: остановитесь, посмотрите по сторонам, прекратите разговоры по телефону, удостоверьтесь, что водители транспортных средств вас заметили и успели остановиться. Будьте внимательны во дворах.

СТАТИСТИКА

В январе – декабре прошлого года на территории республики дети в возрасте до 16 лет стали участниками 333 ДТП (-7,8% по сравнению с аналогичным периодом 2015-го), в которых 18 (+50,0%) погибли, 332 (-10,8%) пострадали.

Среди получивших в ДТП смертельные травмы 9 детей являлись пассажирами (Минская область – трое, Гродненская и Могилевская – по два, Витебская и Гомельская – по одному), 7 – пешеходами (Минская область – четверо, Витебская – двое, г. Минск – один), двое – велосипедистами (Брестская область и г. Минск).

Таблица

По вине водителей пострадало 250 детей, или 71%.

174 несовершеннолетних (49,7% от общего количества детей – участников ДТП) получили травмы в качестве пешеходов, погибло семеро (+40,0%, в 2015 году – пятеро), ранено 167 (-14,4%, в 2015-м. – 195).

При этом 73 ребенка получили травмы на обозначенных пешеходных переходах, 13 – на тротуаре или обочине, 27 – во дворе, 29 детей перебегали дорогу в неположенном месте, 25 внезапно выбежали из-за припаркованного автомобиля, семеро перебегали проезжую часть на запрещающий сигнал светофора.

126 детей (36,0%) стали участниками ДТП в качестве пассажиров. Погибло 9 (+ 28,6%, в 2015 году – 7) детей, 117 (-14,0%, в 2015-м – 136) получили ранения.

При этом 58 несовершеннолетних перевозились с нарушением Правил дорожного движения (в Минской – 21,  Гомельской – 14, Брестской – 7, Витебской и Могилевской – по 6, Гродненской – трое, в Минске – один): без использования удерживающих устройств – 38, без использования ремня безопасности – 13, без мотошлема – четверо, в качестве пассажира велосипеда – трое.

46 несовершеннолетних (13,1%) стали участниками ДТП в качестве велосипедистов. Погибло двое (Брестская область и г. Минск), ранено 44. За аналогичный период 2015 года ранения получили 40 велосипедистов, погибших не было. Увеличение числа травмированных детей-велосипедистов отмечается в Брестской (с 3 до 9), Гомельской (с 3 до 6), Могилевской (с 5 до 12) областях.

Четверо несовершеннолетних (Брестская, Витебская, Гродненская и Минская область) получили травмы, будучи водителями мотоциклов и мопеда, что в общей структуре участников ДТП составляет 1,1%. За аналогичный период 2015 года был травмирован один несовершеннолетний водитель.

Анна БАНАДЫК, старший инспектор по особым поручениям УГАИ МВД Республики Беларусь