О контроле за обеспечением безопасности дорожного движения при выполнении транспортных работ и услуг автотранспортом рассказывает ведущий специалист управления контроля авиационной безопасности, безопасности полетов и безопасности транспортной деятельности Транспортной инспекции Минтранса Владимир РЫЧИК.
Меры повышения уровня обеспечения БДД
По мере увеличения количества автомобильного транспорта в различных сферах хозяйственной деятельности страны возрастает и угроза увеличения числа человеческих и материальных потерь.
Угроза роста аварийности в первую очередь требует повышения уровня обеспечения безопасности дорожного движения. Поэтому решение данной проблемы является важной хозяйственной и социальной задачей.
Для этого предусмотрены различные меры:
– создание службы безопасности дорожного движения в автотранспортных и дорожно-
эксплуатационных предприятиях;
– наличие в штате предприятия инженера по безопасности движения или специалиста со спецподготовкой, на которого возложены обязанности по организации работы по обеспечению безопасности дорожного движения;
– повышение квалификации инженера по безопасности движения или специалиста со спецподготовкой с периодичностью один раз в пять лет;
– совершенствование уровня подготовки и повышения квалификации водителей;
– организация рационального режима труда и отдыха водителей;
– улучшение технико-эксплуатационных качеств автомобильных дорог и осуществление контрольных мероприятий.
Пренебрежение хотя бы одной из вышеуказанных мер может привести к увеличению дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах и в населенных пунктах Республики Беларусь.
Количество и тяжесть последствий ДТП
Основой для проведения всестороннего анализа причин аварийности являются статистические данные о дорожно-транспортных происшествиях.
По данным мониторинга безопасности транспортной деятельности, который непрерывно осуществляет Транспортная инспекция, за 9 месяцев 2016 года произошло 154 ДТП с участием водителей предприятий и организаций, имеющих лицензии Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь при выполнении различных видов перевозок автомобильным транспортом. В этих дорожно-транспортных происшествиях 43 человека погибли и 190 получили телесные повреждения различной степени тяжести.
Разрешения (лицензии)
По состоянию на 30 сентября имеется действующих 28 246 специальных разрешений (лицензий) на право осуществления деятельности в области автомобильного транспорта, из которых 11 113 выдано юридическим лицам и 17 133 – индивидуальным предпринимателям.
Услуги, оказываемые лицензиатами и составляющие конкретный вид деятельности относительно общего количества предоставляемых ими услуг, распределились:
– международные автомобильные перевозки пассажиров – 5,85%;
– международные автомобильные перевозки грузов – 30,96%;
– междугородные автомобильные перевозки пассажиров – 17,90%;
– городские и пригородные автомобильные перевозки пассажиров – 18,97%;
– перевозки пассажиров автомобилями-такси – 26,32%.
Выявленные нарушения
При реализации всех форм контроля работниками Транспортной инспекции с января по сентябрь текущего года было проведено около 9 тысяч проверок и проинспектировано более 146 тысяч транспортных средств производителей транспортных работ и услуг различных форм собственности. Выявлено около 23 тысяч нарушений законодательства Республики Беларусь в области автомобильного транспорта.
Необходимо отметить, что из общего числа нарушений, выявленных ТИ с начала года, 50% составляют нарушения в организации работы по обеспечению безопасности дорожного движения.
Наиболее характерными являются:
– необеспечение контроля технического состояния транспортного средства перед началом работы – 970 фактов;
– допуск водителя к выполнению автомобильных перевозок без прохождения предрейсового медицинского освидетельствования – 923;
– допуск к участию в дорожном движении транспортного средства, не прошедшего государственного технического осмотра, – 2426;
– наличие неисправностей, при которых запрещается участие транспортного средства в дорожном движении, – 1517;
– нарушение режима труда и отдыха водителями – 4543.
О принимаемых мерах
Ни один факт несоблюдения норм законодательства не остается без внимания. Транспортной инспекцией составляются акты и руководителям организаций выдаются предписания об устранении выявленных нарушений. Виновные должностные лица привлекаются к административной ответственности, а в случае необходимости сообщения направляются в другие органы контроля и надзора для принятия соответствующих мер к нарушителям законодательства.
Основываясь на результатах анализа контрольной (надзорной) деятельности и материалах расследования дорожно-транспортных происшествий, Транспортная инспекция считает, что в настоящий момент возникла необходимость повышения ответственности юридических лиц всех форм собственности, а также индивидуальных предпринимателей, включая автомобильную перевозку для собственных нужд, по обеспечению безопасности дорожного движения всех участников. Немаловажная роль в этой работе отводится инженерам по безопасности движения и тем сотрудникам производителей транспортных работ и услуг, которые осуществляют организацию работы по обеспечению безопасности дорожного движения.
В целях активизации работы служб и специалистов, занятых организацией работы по обеспечению безопасности дорожного движения, считаем целесообразным актуализировать действующие нормативные правовые акты Минтранса, регулирующие деятельность в указанной области. Так, к примеру, приказ от 10 июня 2010 г. № 286-Ц «Об утверждении методических рекомендаций по организации деятельности автомобильного перевозчика в сфере безопасности дорожного движения» предлагается обновить и утвердить постановлением Минтранса с целью распространения действия его положений на юридических лиц всех форм собственности, а также на индивидуальных предпринимателей.
Елена ПЕТРОВА, «ДТП»
По материалам семинара «О реализации государственной политики в области охраны труда и обеспечения безопасности транспортной деятельности»