Операция «Эвакуация»

После того, как улицы наших городов обильно усыпало снегом, обострилась и без того сложная проблема с парковками автомобилей. Автолюбители часто бросают свой транспорт в местах, где остановка и стоянка запрещены, и тем самым создают сложности с уборкой улиц. Действенный способ борьбы с такими нарушениями – эвакуация автомобилей нарушителей на штрафстоянку. Куда и в каких случаях эвакуируют автомобили в крупных городах Витебской области, нам рассказали в УГАИ УВД Витебского облисполкома.

Колонна уперлась в «БМВ»

1 декабря Витебск выглядел по-настоящему зимним. Накануне снег сыпал как из рога изобилия. Колонна снегоуборочной техники предприятия «Гордормост» главные артерии города начала расчищать еще ночью, чтобы к утру обеспечить нормальный проезд. У одного из игровых клубов снегоуборочные машины были вынуждены сделать остановку. В крайней правой полосе стоял черный «БМВ». Его владелец то ли гонял монстров в какой-то компьютерной игре, то ли развлекался другим способом, не обратив внимания, что в это время суток стоянка в данном месте запрещена.

– В таких случаях нам не остается иного выхода, как обращаться за помощью в Госавтоинспекцию, – говорит начальник уличной колонны предприятия «Гордормост» Игорь Осипов. – После звонка в ГАИ на место происшествия быстро прибыла патрульная машина, а вскоре появился и сам нарушитель. Первое, что он сделал – убрал машину с края проезжей части, чтобы обеспечить расчистку дороги.

Конечно, колонна могла объехать участок, на котором стоял автомобиль. Но в таком случае вокруг машины образовался бы снежный сугроб. И когда она покинет это место, правая полоса будет непригодна для нормального безопасного дорожного движения. А ведь крайняя правая полоса в первую очередь предназначена для движения общественного транспорта. В сутки нам в среднем по два-три раза приходится обращаться с подобными просьбами в ГАИ. В случаях когда автовладелец не отвечает на звонки по мобильному телефону и оперативно не появляется у своей машины, производится эвакуация транспортного средства на штрафстоянку.

Заблокировали

Утром в Госавтоинспекцию уже звонят владельцы личных автомобилей: их во дворах заблокировали другие автомобилисты.

– Уже полчаса с места сдвинуться не могу, на работу опаздываю, – жаловался мужчина средних лет, который не мог покинуть парковочное место в своем дворе. – Понимаю, что поздно вечером припарковаться сложно. Так возьми бумажку, напиши номер своего мобильного телефона и прикрепи его на видном месте, чтобы люди могли связаться с тобой. Если лень, то не обессудь – заплатишь штраф.

Владельца автомобиля, который заблокировал выезд другому авто, тоже нашли быстро. С нарушением он согласился и штраф уплатил без лишних препирательств. Жаловался, что не нашел другого места для парковки.

Такие разборки во дворах давно стали обыденностью.

Приоритет – общественному транспорту

Днем сотрудники Госавтоинспекции с завидной регулярностью убирают транспортные средства, которые мешают нормальной работе троллейбусов и автобусов.

Так, приезд сотрудников ГАИ с эвакуатором на улицу Панковой, где рядом с въездом в троллейбусное депо располагаются авто- и строительный рынки, осуществляется как по часам – там всегда найдется несколько злостных нарушителей. И это при наличии нескольких платных парковок в шаговой доступности от рынков, где всегда имеются свободные места.

– В правой полосе на остановке автобуса останавливается автомобиль, водитель включает аварийную световую сигнализацию, сам покидает его и уходит за покупками в ближайший магазин или остается в авто. За время подобной остановки 100–200 водителей других автомобилей, движущихся по той же полосе, вынуждены перестраиваться в соседние полосы, вспоминая остановившегося недобрым словом, чем создаются дополнительные трудности при следовании по улицам города, – говорит инженер по безопасности движения филиала «Автобусный парк № 1, г. Витебск» Евгений Романов. – Рассмотрим простейшую ситуацию. В п. 51.2 Правил дорожного движения указывается: водитель при вынужденной остановке в местах, где остановка запрещена, обязан включить аварийную световую сигнализацию и выставить знак аварийной остановки. Когда вы такое видели? Под вынужденной остановкой Правилами дорожного движения понимается случай неожиданно возникшей неисправности автомобиля, когда дальнейшее движение угрожает безопасности движения, а также внезапного ухудшения состояния здоровья водителя или пассажира. Многие злоупотребляют этим положением. Ставят машину в запрещенном месте, включают «аварийку» и идут в магазин. Поход в магазин, ожидание знакомых, друзей и т. п. не является вынужденной остановкой. Запланированное и умышленное прекращение движения водителем даже с включенной аварийной сигнализацией является нарушением ПДД и прописных правил поведения на дороге. Кроме того, включение аварийной световой сигнализации в случаях преднамеренной (не вынужденной) остановки в местах, где она запрещена, не освобождает водителя от ответственности за нарушение правил остановки и не исключает возможности принудительной эвакуации транспортного средства.

Штрафстоянок стало больше

– Действительно, в Витебской области, особенно в городах Витебск, Орша, Полоцк, Новополоцк, существует проблема, связанная с нарушением правил парковки транспортных средств, водители которых игнорируют требования дорожных знаков и разметки. Осуществляя остановку и стоянку автомобилей в неустановленных местах, они зачастую негативно влияют на работу общественного, коммунального и специального транспорта, а также на безопасность участников дорожного движения, – говорит начальник УГАИ УВД Витебского облисполкома Владимир Назарко. – Одной из действенных мер в работе с данной категорией правонарушителей является принудительная эвакуация транспортных средств. Правовое регулирование данного вопроса обеспечивает Указ Президента Республики Беларусь от 17.01.2013 № 36 «О некоторых вопросах принудительной отбуксировки (эвакуации) транспортных средств». На сегодняшний день в Витебске имеется 4 эвакуатора, оборудованных на базе тракторов МТЗ. С их помощью и осуществляется принудительная отбуксировка (эвакуация) транспортных средств. Один эвакуатор находится на балансе учреждения «Автохозяйство УВД Витебского облисполкома» и три единицы принадлежат государственному предприятию «ЖРЭТ г. Витебска» – по одному в каждом районе.

Ранее в Витебске единственным местом хранения эвакуируемых транспортных средств была охраняемая стоянка УКТП «ВТТУ», расположенная на ул. С. Панковой, 1а. Но ее возможностей уже недостаточно. Кроме того, чтобы доставлять машины из отдаленных от штрафстоянки мест, требовалось немало времени. Только за 9 месяцев текущего года в Витебске за нарушение правил остановки и стоянки к административной ответственности по ч.1-4 ст. 18.22 КоАП Республики Беларусь привлечено 2784 водителя. С использованием служебного эвакуатора БДПС ГАИ УВД принудительно эвакуировано 82,2% (267 единиц) всех транспортных средств, с участием ЖРЭТ – 17,8% (58 единиц).

Время эвакуации одного транспортного средства с территории Железнодорожного района Витебска составляло не менее одного часа. А ведь еще требуется время на составление процессуальных документов. Чтобы ускорить работу и вести ее более эффективно руководство батальона ДПС ГАИ УВД Витебского облисполкома приняло участие в заседании совместной рабочей группы при Витебском городском исполнительном комитете, в ходе которого рассмотрен вопрос о выделении дополнительных стоянок для доставления принудительно эвакуируемого транспорта. В частности, 5 октября УГАИ МОБ УВД направлена информация в Витебский городской исполнительный комитет о том, что Витебское производственное предприятие котельных и тепловых сетей при предварительном заключении договора с государственным предприятием «ЖРЭТ г. Витебска» готово предоставить для помещения принудительно эвакуируемых транспортных средств принадлежащие ей охраняемые стоянки (ул. 4-я Заслонова, ул. Жесткова, 21а, ул. Кутузова, 2а). Осуществление указанных мероприятий обеспечит эффективность проводимой работы с рассматриваемой категорией правонарушителей.

Системно стала проводиться эта работа и в других крупных городах области. В Орше принудительную отбуксировку (эвакуацию) осуществляет КУП «Спецавтобаза»; в Полоцке – ЖКХ г. Полоцка; в Новополоцке – КУП «ЖРЭО г. Новополоцка». Каждая организация имеет на своем балансе по одной единице средств эвакуации. Эвакуаторы оборудованы на базе тракторов МТЗ. В других районах области транспортные средства, осуществляющие принудительную отбуксировку (эвакуацию) автомобилей, отсутствуют. Но там пока серьезных проблем не возникало.

Для справки. Согласно статье 18.22 часть 1 Кодекса об административных правонарушениях Республики Беларусь автовладельцам, неправильно припарковавшим свой автомобиль, грозит штраф в размере 1 базовой величины (21 рубль). Повторное такое несоблюдение ПДД в течение года – 2 базовые величины. Владельцы большегрузных транспортных средств заплатят в казну государства 5 базовых величин. При принудительной эвакуации на автовладельца налагается еще один штраф – от одной до двух базовых величин. 5 и 10 базовых величин – на водителей грузовых машин и автобусов. Кроме того, оплате подлежит и сама услуга эвакуации – а это еще 30 рублей. Ну и, конечно же, рассчитаться придется за каждый день нахождения транспортного средства на штрафстоянке. Сутки – 3 рубля. Избежать расходов не получится. В случае отказа платить добровольно затраты возмещаются в судебном порядке.

Геннадий ЗАКРЖЕВСКИЙ, «ДТП»