На стратегическом перекрестке Евразии

Местом проведения первой Глобальной конференции ООН по устойчивым транспортным системам станет столица Туркменистана. Масштабный международный форум пройдет в Ашхабаде 26 и 27 ноября.

На стратегическом перекрестке Евразии

По словам заместителя Генерального секретаря ООН по экономическим и социальным вопросам У Хунбо, устойчивые транспортные системы играют важную роль в содействии поступательному развитию в области торговли, занятости, рынка, образования, медицины и здравоохранения. Они способствуют противодействию климатическим изменениям, повышению качества жизни населения, расширению возможностей самых уязвимых его слоев. В то же время транспорт, который не является экологически устойчивым, наоборот, создает многочисленные вызовы человечеству. Так, выбросы транспортных парниковых газов составляют 25% от глобального объема выбросов. Кроме того, примерно 1,25 млн человек ежегодно погибают в ДТП.

Повестка дня конференции будет включать широкий спектр вопросов. Это устойчивый транспорт и изменение окружающей среды, энергетика и транспорт, городская транспортная система и дорожно-транспортные коммуникации между городами и селами, инвестиции в транспортную отрасль и ее финансирование, международное сотрудничество в транспортной сфере и его правовые основы, развитие многосторонних транспортных коридоров и их инфраструктуры, безопасность дорожного движения. Последнее имеет самое непосредственное отношение к тематике нашего издания.

Почему же местом проведения масштабного международного форума выбрана именно столица Туркменистана? С этим и некоторыми другими вопросами, касающимися развития транспортной сферы, обозреватель газеты «ДТП» обратилась к Чрезвычайному и Полномочному Послу Туркменистана в Республике Беларусь Назаркулы Шакулыеву.

– Думаю, не будет преувеличением сказать, что это очередное подтверждение высокого международного авторитета нашей страны, – ответил господин Посол. – Решение о проведении в туркменской столице первой в истории Глобальной конференции по устойчивым транспортным системам ООН приняла в значительной степени благодаря конструктивным инициативам главы нашего государства Гурбангулы Бердымухамедова.

В Туркменистане, который находится на перекрестке магистральных путей континента, современная и разветвленная транспортная инфраструктура рассматривается как неотъемлемый фактор успешного развития государства и одно из приоритетных направлений государственной политики. Страна инициирует и совместно с зарубежными партнерами реализует крупные инфраструктурные проекты, открывающие новые возможности для выхода к Черному и Балтийскому морям, на Ближний Восток, в Азию, Азиатско-Тихоокеанский регион, Китай, Пакистан, Индию.

Ожидаемая Глобальная конференция проводится в полном соответствии с Резолюцией ООН об оказании содействия созданию устойчивых многосторонних транспортно-транзитных коридоров, обеспечению всестороннего сотрудничества среди всех видов транспорта.

И это уже второй документ по международной транспортной проблематике, инициированный Президентом Туркменистана и единогласно одобренный на уровне Сообщества Наций.

Ожидается, что форум станет важным шагом на пути развития взаимовыгодного международного партнерства.

– Какой из видов транспорта в Туркменистане развивается в последнее время особенно стремительными темпами?

– Выделить какой-то один, на мой взгляд, невозможно. Но в первую очередь мне хочется сказать о гражданской авиации. В стране строятся новые аэропорты, терминалы, объекты инженерно-технического назначения.

Глава государства постоянно уделяет внимание вопросам модернизации. Авиапарк Государственной национальной службы «Туркменховаеллары» сегодня комплектуется исключительно за счет авиалайнеров и вертолетов последнего поколения ведущих мировых производителей. Наилучшим образом зарекомендовали себя модели «Боингов».

В сентябре этого года введен в строй новый суперсовременный Международный аэропорт Ашхабад. Это крупный транзитный центр на континентальных и межконтинентальных авиатрассах.

Площадь аэропорта – 1200 гектаров. Две взлетно-посадочные полосы, каждая длиной 3800 метров. Новый терминал, диспетчерская вышка, грузовой склад, ангары, учебный и медицинский центры. Пятиэтажное здание главного терминала площадью 192 тысячи квадратных метров выполнено в форме парящего сокола. В здании функционируют более 50 лифтов, свыше 40 эскалаторов. Имеются травалаторы длиной 400 метров. Это пассажирский конвейер в виде движущегося тротуара. Питание пассажирам предлагают 27 точек общепита. Имеются также детские площадки. А в залах ожидания можно наблюдать взлет и посадку самолетов.

Пропускная способность двух пассажирских терминалов – 17 миллионов человек в год, или 2 тысячи пассажиров в час. Посадку и высадку осуществляют 28 телескопических трапов. Мощность грузового терминала – 200 тысяч тонн грузов в год.

Еще один международный аэропорт возводится в городе Туркменабаде. Завершено строительство современной взлетно-посадочной полосы в Дашогузском аэропорту. С 2010 года международный аэропорт функционирует и в Туркменбаши.

По глубокому убеждению Президента, создание современной системы аэропортов – это важная предпосылка для дальнейшего экономического развития страны и ее интеграции в мировую экономику, расширения и активизации международных торговых связей. Важен воздушный транспорт и для развития туризма.

– Как становится понятно из Ваших слов, очень много инициатив в транспортной сфере исходит именно от главы государства. Расскажите, пожалуйста, о наиболее значимых из них.

– Прежде всего, Гурбангулы Бердымухамедов выступает за активизацию конструктивного диалога по развитию мировой транспортной системы со специализированными структурами ООН. На основе опыта Международного союза автомобильного транспорта (IRU), ЕЭК и ЭСКАТО предлагается обсудить возможности создания Модального шоссе для Центральной Азии с выходом на Турцию.

Туркменистан также готов выступить в качестве партнера и участника программы «Европа – Кавказ – Азия» (ТРАСЕКА). Формирование западного транспортного коридора из Центральной Азии имеет огромное значение в контексте возрождения Великого Шелкового пути и соединения двух мировых экономических полюсов Евразии.

Еще одним показательным примером служит проект нового транспортного коридора Средняя Азия – Ближний Восток (Узбекистан – Туркменистан – Иран – Оман). Соседние страны проявляют к нему большой интерес.

– Железнодорожный транспорт развивается в Туркменистане так же активно?

– Да, в этой сфере у нас тоже есть интересные инициативы. Так, скоро будет введена в эксплуатацию первая очередь Азиатского международного железнодорожного коридора. Речь идет о двух участках: первый – Атамырат – Имамназар протяженностью 85 километров проходит по территории Туркменистана, второй – Имамназар – Андхой (населенный пункт на территории Афганистана) длиной 38 километров. Полотно железной дороги уже дошло до станции Имамназар. Параллельно ведутся работы по прокладке линии электропередач, строительству инфраструктурных сооружений на станциях Гулистан и Имамназар. Возведено два железнодорожных моста длиной 363 и 256 метров.

Азиатский международный железнодорожный транспортный коридор имеет огромное значение для формирования в восточном регионе страны крупнейшего индустриального центра. Магистраль выступит в качестве стимулятора торговых связей между государствами региона. Так, планируется реализация ряда совместных инфраструктурных проектов в Афганистане, что придаст мощный импульс развитию афганской экономики.

Туркменистан нацелен также на экономическое партнерство со странами Ближнего Востока, в том числе Персидского залива.

Стальная магистраль Казахстан – Туркменистан – Иран, введенная в действие в декабре 2014 года, – это золотое звено международного транспортного коридора Север – Юг. Она обеспечивает удобную и экономичную доставку грузов из Европы в Центральную и Южную Азию, на Ближний и Средний Восток. Магистраль стыкуется с транспортной сетью Восток – Запад, а значит, с пролегающим через Каспий трансконтинентальным маршрутом Китай – Средняя Азия – Кавказ – Европа. Это не только кратчайший путь для доставки грузов, а в будущем и пассажиров, но и конкурентное преимущество, которое будет способствовать росту деловой активности в регионе, а в конечном итоге – повышению благосостояния населения в странах-партнерах.

В перспективе проект предусматривает выход на такие мощные экономические центры, как Китай, Индия, Пакистан, страны Азиатско-Тихоокеанского региона.

Что касается железнодорожного подвижного состава, то за последние годы он полностью обновлен. Приобретено более тысячи грузовых вагонов, в том числе саморазгружающихся думпкар-вагонов, бункеров – для перевозки битума, цистерн – для нефтеперевозок, цементовозов и т. д. Закуплено большое количество тепловозов и вагонов для пассажирских поездов.

Поскольку железная дорога активно строится, поступают крупные партии специализированной техники: краны-путеукладчики, машины для подъема рельсов, их закрепления и шлифовки, мотовозы, моторизированные платформы и прочие установки, компьютеризированные вагоны-лаборатории для технической диагностики. Параллельно модернизируется отраслевая система связи и электроснабжения. Все это в комплексе способствует повышению безопасности движения.

– Нам осталось оценить перспективы развития морского транспорта в вашей стране, а они наверняка не менее радужны.

– Сегодня активно строится новый международный морской порт Туркменбаши. Завершение реализации проекта намечено на декабрь 2017 года.

В недалеком будущем он станет крупнейшим логистическим центром региона. Инвестиционный проект предусматривает создание автомобильно-пассажирского и паромного терминалов общей площадью 230 тысяч квадратных метров и контейнерного терминала площадью 249 тысяч квадратных метров. В комплекс входят общий погрузочный терминал, терминалы сыпучих грузов и полипропиленовый, а также судостроительный и судоремонтный заводы. По сути, речь идет о зарождении отечественного кораблестроения. Автопассажирский и контейнерный терминалы, а также паромы будут удовлетворять высокую потребность в услугах по перевозке грузов и пассажиров в акватории Каспийского моря. Проектная пропускная способность многофункционального порта – 15 млн тонн грузов различного назначения ежегодно.

Морская гавань будет оснащена самыми современными программно-аппаратными комплексами, обеспечивающими безопасность и эффективность навигации и грузоперевозок, а также защиту окружающей среды. Контроль за движением судов в акватории порта, погрузочно-разгрузочные работы на всех участках будут осуществляться с помощью автоматизированных систем и электронных технологий. С целью сохранения экологии Каспийского моря в каждом терминале будет установлено биоочистное оборудование. Проект реализуется в соответствии с международным стандартом «Зеленый порт».

Порт Туркменбаши позволит существенно повысить объемы взаимного грузооборота стран Центрально-Азиатского региона, поспособствует расширению пассажирского транспортного сообщения.

Таким образом, государственная политика нашей страны в области транспорта направлена на использование быстрорастущего потенциала транзитно-транспортных перевозок не только в экономических интересах государств региона, но и в более широких межконтинентальных масштабах. Как подчеркивает Гурбангулы Бердымухамедов, в современных условиях сотрудничество в транспортно-коммуникационном секторе обретает особое значение как неотъемлемый фактор глобального устойчивого развития. Сфера транспорта является одним из ключевых сегментов мировой экономики, напрямую влияющим на устойчивость и сбалансированность мирохозяйственных связей.

Мы уверены, что проведение Глобальной конференции будет способствовать достижению важных международных договоренностей, эффективному развитию транспорта во многих регионах мира.

Беседовала Татьяна Азаревич, «ДТП»