Без риска и последствий

X Белорусская транспортная неделя

Семинар «Обеспечение безопасности движения и эксплуатации транспорта»

Основной задачей мероприятия стало обсуждение опросов безопасности движения и эксплуатации транспорта.

В мероприятии приняли участие специалисты транспортной отрасли Беларуси, представители органов государственного управления, Транспортной инспекции, УП «Белтехосмотр», специалисты Центра повышения квалификации руководящих работников и специалистов «БАМАП-Веды» и другие.

Без риска и последствий Без риска и последствий Без риска и последствий

Со вступительным словом выступил заместитель министра транспорта и коммуникаций Республики Беларусь Алексей Ляхнович.

О состоянии безопасности транспортной деятельности в Беларуси доложил заведующий отделом безопасности транспортной деятельности БелНИИТ «Транстехника» Алексей Ситкевич. Он подчеркнул, что транспортная деятельность во всем мире характеризуется рядом рисков и негативных последствий. Прежде всего, это транспортные происшествия, в результате которых гибнут и получают ранения миллионы людей, повреждаются транспортные средства и перевозимый груз, загрязняется окружающая среда.

– Концепцией обеспечения безопасности дорожного движения в Республике Беларусь, утвержденной Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14 июня 2006 года № 757, определены основные направления повышения безопасности дорожного движения в республике, меры по сокращению уровня аварийности на дорогах, снижению тяжести дорожно-транспортных происшествий, в том числе по уменьшению числа погибших и травмированных, минимизации загрязнения окружающей среды и влияния других негативных факторов, связанных с дорожным движением. Целью концепции является сокращение числа погибших не менее чем на 500 человек до 2015 года по сравнению с 2005-м и на 20% к 2020-му с сокращением общего уровня дорожно-транспортного травматизма, – отметил он.

По словам Алексея Ситкевича, за последние 10 лет в республике произошло 60 639 ДТП, в которых погибло 11 874 человека и 64 643 получили ранения различной степени тяжести. Таким образом, в среднем на дорогах страны каждые сутки регистрировалось 16 ДТП, в которых погибало трое и 17 человек получали ранения.

Первый заместитель начальника Транспортной инспекции Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь Чеслав Часнойть проинформировал о контрольной деятельности Транспортной инспекции в сфере автомобильных перевозок:

– Сегодня работниками ТИ проводится более 90% проверок самостоятельно и около 10% – с другими органами контроля. Совместные мероприятия проводились с ГАИ, органами МНС, КГК. Практически во всех проверках транспортных предприятий, проводимых Генеральной прокуратурой в 2016 году, принимали участие наши специалисты.

Чеслав Часнойть добавил, что всего в рамках контрольных мероприятий за 8 месяцев текущего года проверено более 130 тысяч транспортных средств, выявлено свыше 19 тысяч нарушений законодательства в области автомобильного транспорта, составлено 6784 акта проверок на линии, 3530 актов осмотра транспортных средств в ходе проведения мероприятий технического (технологического) характера.

Ведущий государственный инспектор управления надзора за безопасностью при перевозке опасных грузов Госпромнадзора Николай Зайко рассказал про обеспечение безопасности при перевозке опасных грузов.

Он пояснил: надзор за перевозкой опасных грузов в республике возложен на Госкомнадзор и осуществляется с 1992 года. С 1997-го опасные грузы стали перевозить посредством автомобильного транспорта, а с 1998-го – воздушным и внутренним водным транспортом. Государственный надзор осуществляется за деятельностью субъектов перевозки объектами перевозки, а также организаций и индивидуальных предпринимателей, которые осуществляют подготовку и переподготовку лиц, связанных с перевозкой опасных грузов.

По словам Николая Зайко, сегодня наблюдается тенденция снижения количества аварий и инцидентов при перевозке опасных грузов:

– Так, при перевозке автомобильным транспортом отмечено снижение с 9 инцидентов в 1998 году до одного – в 2010-м. При перевозке опасных грузов на железнодорожном транспорте – со 126 инцидентов в 2001 году до нуля по состоянию на первое полугодие 2016-го при двух авариях в 2002 и 2009 годах.

При этом он добавил, что гибели и травматизма людей при перевозке опасных грузов не допущено с 2003 года.

Старший инспектор по особым поручениям УГАИ МВД Республики Беларусь Станислав Соловей подчеркнул, что, если сравнивать, как обстояли дела в 2005 и 2015 годах, то можно увидеть, что количество ДПТ сейчас значительно снизилось. По мнению специалиста, одной из причин стала активная работа всех заинтересованных госорганов и организаций.

– Еще 12 лет назад задумались о том, чтобы не упустить молодое поколение. Активно стали пропагандировать безопасность дорожного движения среди малышей в детских садах и школах. Тогда, 12 лет назад, они были школьниками, а сейчас – велосипедисты, водители, мотоциклисты, то есть полноценные участники дорожного движения, – отметил Станислав Соловей.

Он также добавил, что эффективность мер по популяризации использования световозвращающих элементов пешеходами также дала свои результаты, и еще раз подчеркнул важность проводимой сегодня профилактической работы:

– На сегодняшний день сложно встретить человека, который работает в трудовом коллективе и не информирован о каких-то актуальных вопросах безопасности дорожного движения.

Говоря о популярных ныне велосипедах, Станислав Соловей отметил, что за последние годы количество велосипедистов увеличилось в разы, при этом число ДТП с их участием уменьшилось:

– С чем мы связываем уменьшение количества пострадавших? Это и новшества в организации дорожного движения, и строящиеся велодорожки, и более жесткий контроль со стороны ГАИ за выполнением ПДД. И, наверное, все это в комплексе приносит положительные результаты: мы видим, что практически в три раза уменьшилось количество погибших в этой категории участников дорожного движения.

По его словам, львиная доля ДТП с участием велосипедистов приходится на тех, кто передвигается на загородных трассах в осеннюю погоду, не хочет ехать по обочине и выезжает на проезжую часть.

– При этом зачастую на велосипедах нет даже световозвращающего элемента. И сами велосипедисты не надевают жилет, не носят фликеры. Снижается количество виновных, но проблемы остаются, – рассказал представитель УГАИ МВД.

Некоторое время назад дорожно-транспортные происшествия по вине пешеходов были одной из основных проблем безопасности дорожного движения. Сегодня число погибших в них снизилось в три раза. На это наверняка повлияло и ужесточение ответственности, и обозначение пешехода световозвращающими элементами, и разъяснительная работа по месту работы людей, и наглядно-профилактическая информация.

Если говорить о ДТП, происходящих по вине водителей мототранспорта, то здесь, по словам старшего инспектора по особым поручениям УГАИ МВД, ситуация обстоит так же, как и с велосипедистами:

– Количество мототранспорта значительно увеличилось за последние годы. Аварийность пока удается сдерживать. Половина всех происшествий с мототранспортом происходит в сельской местности – водители съезжают в кювет, передвигаются на незарегистрированных мотоциклах, которые к тому же имеют технические неисправности. А часто и в состоянии алкогольного опьянения.

Нетрезвые водители были и остаются отдельной проблемой для Гос-
автоинспекции. Станислав Соловей напомнил, что 13 лет назад сотрудниками ГАИ задерживалось порядка 83 тысяч нетрезвых водителей:

– В те времена была допустимая норма содержания алкоголя в крови 0,5 промилле, на сегодняшний день – 0,3. И если бы на тот момент была допустимая норма в 0,3 промилле, то эта цифра достигла бы, наверное, 120 тысяч.

Представитель УГАИ МВД добавил, что на этот показатель значительно повлияли принятые в последние годы меры, в том числе и введенная в 2007 году уголовная ответственность за повторное управление в нетрезвом виде в течение года.

Елена ДОРОШЕНКО, «ДТП»