И ЖИВИ СПОКОЙНО
Транспортный налог – 2026: час X неотвратим

В России в конце сентября началась массовая рассылка налоговых уведомлений. В них гражданам начислены налоги за 2025 год: транспортный, земельный, налог на имущество физических лиц, а в отдельных случаях и НДФЛ. Заплатить указанную в уведомлении сумму необходимо не позднее 1 декабря.

Ажиотаж накануне дедлайна в России – вполне привычная картина после новаций в механизме взыскания налоговых долгов с физических лиц
В Беларуси в этом году около 3 тыс. владельцев автомобилей повышенной комфортности заплатят налог в 10-кратном размере (в 2025-м – около 500)

В Беларуси налоговая кампания тоже касается платежей за 2025 год. Транспортный налог включен в единый имущественный платеж наряду с налогом на недвижимость и земельным налогом. Извещение должно быть вручено не позднее 1 октября, а оплатить начисления необходимо до 16 ноября: установленная законодательством дата 15 ноября приходится на воскресенье.

ГОСУСЛУГИ ВМЕСТО БУМАЖНОГО КОНВЕРТА

В России с 1 августа изменился порядок доставки налоговых уведомлений через портал «Госуслуги». Теперь налоговые уведомления автоматически направляются в личный кабинет на ЕПГУ гражданам с учетной записью в ЕСИА, если они не отказались от такого способа получения. Пользователям личного кабинета налогоплательщика ФНС уведомления по-прежнему доступны и там. Тем, кто не пользуется электронными сервисами, документы направляют по почте.

Получить бумажное уведомление можно и самостоятельно в налоговой инспекции или МФЦ. Поэтому отсутствие привычного конверта в почтовом ящике еще не означает отсутствие налогового долга.

КТО ЗАПЛАТИТ ВТРОЕ БОЛЬШЕ?

Отдельная история – владельцы дорогих автомобилей. С 2022 года из российского законодательства были исключены повышающие коэффициенты для машин стоимостью от 3 до 10 млн рублей. Сегодня действует один повышающий коэффициент – 3. Он применяется к легковым авто средней стоимостью от 10 до 15 млн руб-лей включительно, если с года выпуска прошло не более 10 лет, а также средней стоимостью от 15 млн российских рублей (около 538,4 тыс. белорусских по текущему курсу), если с года выпуска прошло не более 20 лет.

И здесь есть важная календарная тонкость. Уведомления, которые россияне получают в 2026-м, относятся к налоговому периоду 2025 года. Поэтому при их расчете применяется перечень Минпромторга на 2025-й – в нем было 555 моделей: 303 авто в категории от 10 до 15 млн рублей и 252 – от 15 млн рублей.

А вот новый перечень на этот год уже расширен до 573 моделей: 305 – стоимостью от 10 до 15 млн рублей и 268 – от 15 млн. Но он будет иметь значение при расчете транспортного налога именно за 2026-й, то есть для физических лиц при уплате в 2027 году.

Справка «ТБ». В перечнях Минпромторга представлены автомобили самых разных марок: от Aston Martin, Bentley, BMW, Cadillac, Jaguar, Lamborghini, Land Rover, Lexus, Mercedes-Benz и Porsche до российских AURUS и целого ряда китайских брендов, включая AITO, Hongqi, Lixiang, M-HERO, Tank, Voyah, Zeekr и другие.

ЧТО ГРОЗИТ ЗА НЕУПЛАТУ?

В России просрочка начинается со следующего дня после установленного срока уплаты. Если налог за 2025-й не перечислен до 1 декабря 2026 года, с 2 декабря на задолженность начисляются пени.

Но с 1 ноября прошлого года механизм взыскания налоговых долгов для физических лиц изменился. Если гражданин не спорит с начисленной суммой, налоговая служба вправе взыскать бесспорную задолженность во внесудебном порядке. Сначала направляется требование об уплате, затем налоговый орган принимает решение о взыскании. После чего у налогоплательщика есть дополнительный срок для погашения долга или заявления о несогласии. Если задолженность не оспорена, налоговая направляет в банк поручение на списание средств.

В случае если денег на счетах недостаточно, взыскание может быть обращено на иное имущество через службу судебных приставов. Если же гражданин не согласен с задолженностью и заявляет об этом в установленном порядке, взыскание спорной суммы осуществляется через суд.

Справка «ТБ». Льготы по транспортному налогу в России устанавливаются как на федеральном, так и на региональном уровне, поэтому их перечень и условия зависят от конкретной территории. В 2026 году федеральная льгота предусмотрена, в частности, для ряда ветеранов боевых действий, участников СВО и членов их семей – с установленными законом ограничениями. Дополнительные льготы могут предоставляться регионами.

БЕЛАРУСЬ: КТО ПЛАТИТ, А КТО ОСВОБОЖДЕН ОТ ПЛАТЕЖЕЙ

Физические лица у нас также получают единый имущественный платеж, в который входит транспортный налог за истекший год. Информация о начислении доступна в личном кабинете плательщика и системе ЕРИП, бумажное извещение налоговый орган вручает не позднее 1 октября.

Срок уплаты транспортного налога установлен на 15 ноября года, следующего за истекшим. В 2026-м эта дата выпадает на воскресенье, поэтому фактический последний день платежа – 16 ноября.

Белорусская система рассчитывает налог не по мощности двигателя, как в РФ. Ставка зависит от типа транспортного средства, разрешенной максимальной массы, количества посадочных мест либо устанавливается за единицу ТС. При этом расчет производится по данным ГАИ.

Есть и льготники. От транспортного налога освобождаются, в частности, владельцы угнанных автомобилей при подтверждении соответствующего факта, военнослужащие срочной службы, лица, проходящие альтернативную службу, а также владельцы транспортных средств, специально оборудованных для использования инвалидами.

Справка «ТБ». Ставка транспортного налога в Беларуси снижается на 50% для ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий на территории других государств, родителей в многодетных семьях, инвалидов I и II групп и пенсионеров. Для инвалидов III группы предусмотрено снижение на 25%. При этом для применения льготы требуется действующее водительское удостоверение соответствующей категории.

Как и в России владельцам элитных авто у нас придется доплатить: если машина попала в специальный список ТС повышенной комфортности, утвержденный Совмином, обычная ставка налога для нее умножается на 10. В Беларуси в этом году около 3 тыс. владельцев автомобилей повышенной комфортности заплатят налог в 10-кратном размере (в 2025-м – около 500). В феврале перечень люксовых авто у нас был расширен: в него вошли отдельные модели Audi, весь модельный ряд Aston Martin, многие BMW, Bugatti, Lexus и других марок. По таким маркам, как Bentley, Bugatti, Ferrari, Maserati, Maybach, Rolls-Royce, возрастная планка поднялась с трех до 10 лет. Ныне у налогового ведомства нет информации о планах включить китайские модели в перечень люксовых автомобилей, однако такая возможность не исключается.

Отдельно стоит обратить внимание владельцев электромобилей: освобождение от транспортного налога для легковых электромобилей действовало до 31 декабря 2025 года. С 2026-го такие авто включены в число объектов налогообложения на общих основаниях.

ЕСЛИ ЗАБЫЛИ ЗАПЛАТИТЬ

В Беларуси за несвоевременную уплату начисляется пеня. А если на 1 января следующего года сумма неуплаченного единого имущественного платежа превышает одну базовую величину, при расчете транспортного налога за соответствующий период применяется дополнительная расчетная величина: 15% от неуплаченной суммы.

Иными словами, налоговая система Союзного государства оставляет автомобилисту достаточно времени, чтобы спокойно проверить начисления и рассчитаться с бюджетом. Но откладывать платеж до последнего дня все равно что ехать по гололеду на летней резине: формально можно, но последствия могут оказаться куда дороже.

Матвей ПРОХОРОВ

Добавить комментарий