В РЕЕСТР СТАНОВИСЬ

Ажиотаж на курсах по повышению квалификации водителей категории B

Сегодня в организациях, оказывающих услуги по повышению квалификации водителей категории В, по всей стране едва ли не настоящий ажиотаж. Ежедневно обращаются десятки водителей такси – их дальнейшая трудовая деятельность напрямую связана с необходимостью повысить квалификацию.

Напомним, что при включении в реестр автомобильных перевозок пассажиров в нерегулярном сообщении водители такси и маршруток должны предоставить документы о повышении квалификации: справку или сертификат о прохождении обучения в рамках образовательной программы обучающих курсов (для таксистов), а также свидетельство о повышении квалификации водителей соответствующей категории (для водителей легковых автомобилей-такси – категория В, для водителей автобусов категории М2 и М3 – D).

ДУМАТЬ НАДО БЫЛО РАНЬШЕ?

На встрече, которую организовал филиал Транспортной инспекции (ТИ) по Могилевской области на прошлой неделе, тема наличия сертификатов о повышении квалификации оказалась одной из самых болезненных. «Мы просто не успеем пройти это обучение», – сокрушался один из таксистов. – В Могилеве этим занимаются всего две организации – ДОСААФ и Могилевский областной центр управления транспортом. И запись там уже идет на ноябрь. Что делать в этой ситуации?»

Бурно данный вопрос обсуждался и в зале: «Слушай, как у вас обстоят дела с курсами?» – спрашивала одна предпринимательница у другой. «Мы в июле своих водителей отучили в ДОСААФ. А вы?» – «А мы только записались на ноябрь».

«Почему вышла такая ситуация с повышением квалификации водителей, не совсем понятно. Это требование отнюдь не новое – согласно п. 22 Правил автомобильных перевозок пассажиров, водителю необходимо не реже одного раза в пять лет повышать квалификацию по единым программам повышения квалификации водителей механических транспортных средств соответствующей категории, водителю автомобиля-такси – дополнительно пройти обучение в рамках образовательной программы обучающих курсов», – прокомментировали в филиале ТИ по Могилевской области.

Ответили в филиале ТИ по Могилевской  и на вопрос перевозчика, почему у него за 15 лет работы ни разу на линии не проверяли сертификаты: «Сертификат о прохождении курсов повышения квалификации не входит в число обязательных документов, которые водитель должен предъявить при проверке сотрудникам Транспортной инспекции, но в то же время при выборочных проверках организаций, занимающихся пассажирскими перевозками, на этот момент обращается пристальное внимание».

ГОТОВЬ СЕРТИФИКАТ ЗАРАНЕЕ

Еще нюансы, волнующие перевозчиков. В частности, стоимость курсов по повышению квалификации и чему научат человека, который большую часть своей жизни проводит за рулем.

…Могилевская область по количеству организаций, занимающихся повышением квалификации водителей категории В, – в выигрышной ситуации по сравнению с тем же Гомелем или Витебском, где по состоянию на 7 августа работает всего по одной подобной организации. Повысить квалификацию водители могут как в Могилевской объединенной организационной структуре РГОО «ДОСААФ Республики Беларусь», так и в КУП «Могилевский областной центр управления транспортом». Есть возможность освежить знания и в Бобруйске – в ЧУП по оказанию услуг «Автошкола «Сальва».

«От желающих нет отбоя, – характеризирует обстановку с курсами по повышению квалификации зампредседателя Могилевской объединенной организационной структуры ДОСААФ по учебно-производственной работе Оксана Харитонова. – Сертификацию на оказание данных услуг мы прошли давно, однако долгое время желающих повысить свою квалификацию среди водителей категории В не было. В этом году к нам начали обращаться примерно в середине июня, а в июле мы выпустили первую группу. С 1 августа количество желающих резко возросло – на сегодняшний день все уже расписано до 19 декабря».

В ДОСААФ понимают ситуацию, в которой оказались водители, и стараются ускорить процесс повышения квалификации, мобилизовать все имеющиеся ресурсы. Однако есть и другие направления работы: подготовка и переподготовка, повышение квалификации водителей механических транспортных средств различных категорий, также ежемесячно проводятся курсы для водителей газобаллонных легковых и грузовых автомобилей, водителей, выполняющих международные автоперевозки грузов, осуществляется подготовка водителей-электриков для Вооруженных сил.

Стоит отметить, что оргструктура держит привлекательную стоимость – этим летом курсы повышения категории В обходились в 330 рублей, в сентябре будет повышение до 370 – в связи с возросшей нагрузкой на преподавателей. Для сравнения: Могилевский областной центр управления транспортом (МОЦУТ) просит за повышение квалификации 520 рублей – эту стоимость в организации объясняют затратами на сертификацию и обучение.

«В то же время мы не можем отступить от единой программы, которая утверждена постановлением Минтранса. Учебный план насчитывает 55 часов, из них 24 отведено автодромной подготовке, – говорит Оксана Харитонова. – Именно поэтому большая нагрузка ложится именно на мастеров производственного обучения. Следовательно, срок курсов по повышению квалификации напрямую зависит от того, сколько человек в группе и сколько мастеров мы можем задействовать в учебном процессе».

Кроме автодрома, тех, кому необходимо повысить свою категорию, ожидают 16 часов по предмету «Первая помощь пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях», а также семь – по «Основам управления транспортным средством и безопасности движения». Обучение завершается экзаменом: большинство сдают его без проблем.

«У нас в записи на сегодняшний день – 200 человек, которые хотят пройти повышение квалификации по категории В, – рассказывает Василий Кибисов, начальник учебно-методического отдела МОЦУТ. – Ныне обучаются две группы, численность которых – порядка 40 человек. Чтобы вы понимали, насколько востребовано сегодня это обучение, такой факт: после встречи перевозчиков, которую организовал филиал Транспортной инспекции 31 июля, на следующий день к нам обратилось около 30 человек. Ежедневно звонят, интересуются. На повышение квалификации по категории В записываются как из Могилевской области, так и, например, из Гомеля».

Сертификат на оказание услуг по повышению квалификации водителей категории В МОЦУТ получил только в конце июня – первая группа состояла всего из шести человек. В 20-х числах августа аналогичное обучение завершат 38 человек, и сразу же начнут около 60 – это две группы.

Экзамены по повышению квалификации здесь сдают с первого раза более 90% курсантов. У некоторых возникают вопросы по теоретической части, а вот с практической традиционно справляются почти все.

«Мы знаем всю ситуацию и видим количество желающих пройти обучение, однако существенно ускорить процесс не можем.

Да, теорию можно вычитать и за неделю. Вся загвоздка – в автодромной подготовке, которой отведено значительное количество часов: не хватает мастеров, ведь у нас есть и другие направления. Мы осуществляем подготовку и переподготовку водителей различных категорий, в том числе и курсы по повышению квалификации водителей категорий В и D», – резюмировал собеседник.

Справка «ТБ». Сегодня в Беларуси услуги по повышению квалификации водителей оказывают 37 организаций, из них 15 – для водителей категории В.

ЗДРАВСТВУЙ, «ЗМЕЙКА»

На вопрос корреспондента «ТБ», чему могут научить на курсах бывалых таксистов, разводят руками: «Практика и только практика – вот залог нашей работы. Сегодня трудимся в условиях интенсивного трафика. Есть вопрос по качеству дорожного полотна во дворах центра – каждый день работаешь, и уже все ямки, неудобные проезды знаешь, водишь авто летом и зимой, в любую погоду… Что нам еще нужно знать?»

Если говорить о программе повышения квалификации водителей механических транспортных средств категории В, то, возможно, она нуждается в пересмотре. У многих возникает вопрос: нужно ли столько часов проводить на автодроме тем, у кого и так есть приличный стаж вождения? На курсы приходят люди, к примеру, с опытом в 15 лет, а им предлагают тренажерную подготовку на пять часов: повороты рулевого колеса, скоростное руление одной, двумя руками и т.д. А еще все эти «змейки», «ворота», «тоннели», постановка в бокс и т.д. «Жизнь заставит, еще не так баранку закрутишь», – шутят опытные таксисты.

Мария ЛАСТОЧКИНА, «ТБ»

Добавить комментарий