ЮРИЙ КОСТЮК: «ВСЕ ОПАСЕНИЯ ПЕРЕВОЗЧИКОВ НАПРАСНЫ»

– В стране действует Закон о защите прав потребителя, согласно которому любая услуга должна соответствовать требованиям безопасности. Раньше такой возможности у диспетчерских служб не было. Сегодня это станет возможным – диспетчер, имея данные о перевозчике и водителе, сможет представлять, насколько качественно будет оказана услуга. Каждый пассажир также найдет конкретные сведения в реестре и с 1 ноября получит возможность самостоятельно определять, насколько безопасную услугу ему предоставляют

1 августа принято Постановление Совета Министров № 565, которым утверждено Положение о Реестре автомобильных перевозок пассажиров в нерегулярном сообщении и внесены изменения в Правила автоперевозок пассажиров. Как уже сообщалось, постановление регламентирует определенные положения при создании реестра. Специально для еженедельника «Транспортная безопасность» нововведения прокомментировал первый заместитель начальника Транспортной инспекции Министерства транспорта и коммуникаций Юрий Костюк.

Автомобили-такси – под тотальным контролем Транспортной инспекции

– Вопрос общего характера: для чего вообще потребовалось создавать Реестр автомобильных перевозок в нерегулярном сообщении?

– Прежде всего, чтобы сделать рынок перевозок пассажиров в нерегулярном сообщении прозрачным. Диспетчер, который передает заказы на выполнение перевозок, с вступлением в законную силу норм Указа № 32 сможет определять, насколько перевозчик – субъект хозяйствования, его транспортное средство и водитель соответствуют требованиям законодательства, смогут ли они выполнить перевозку без нарушений.

Почему это важно? В стране действует Закон о защите прав потребителя, согласно которому любая услуга должна соответствовать требованиям безопасности.

Раньше такой возможности у диспетчерских служб не было. Сегодня это станет возможным – диспетчер, имея данные о перевозчике и водителе, сможет представлять, насколько качественно будет оказана услуга. Каждый пассажир также найдет нужные сведения в реестре и с 1 ноября сможет самостоятельно определять, на сколько безопасную услугу ему предоставляют. То есть он увидит, есть ли водитель и конкретное транспортное средство в реестре. А нахождение там – гарантия, что автомобиль прошел государственный технический осмотр, у предприятия имеется договор страхования гражданской ответственности автоперевозчика перед пассажирами, у водителя – соответствующая квалификация, а также что он выезжает на работу здоровым и на исправном автомобиле.

На наш взгляд, эти новации без проведения каких-то контрольных мероприятий со стороны Транспортной инспекции позволят урегулировать ситуацию на рынке и дисциплинировать всех участников перевозочного процесса.

Кроме того, Постановлением Совмина № 565 определяется порядок осуществления видеофиксации в салонах транспортных средств. Эта норма также направлена на то, чтобы дисциплинировать участников перевозки. Сейчас возникает немало спорных ситуаций между пассажиром, водителем и перевозчиком, в которых непросто разобраться, поскольку люди кардинально расходятся во мнениях. Здесь можно только верить или не верить той или иной стороне конфликта, учитывая возможную мотивацию спорщиков. Теперь достаточно просмотреть видеозапись. Кроме того, видеонаблюдение само по себе будет дисциплинировать и водителей, и пассажиров.

– Постановлением Совмина установлено минимальное разрешение для видео – 1280х720 пикселей. Перевозчиков в первую очередь интересовало, где хранить отснятые материалы.

– В документе говорится, что если техническими средствами транспортного средства невозможно обеспечить хранение информации, то необходимо хранить ее на машинных носителях – компьютерах или жестких дисках автомобильного перевозчика. Также сказано, что к информации, полученной путем использования технических средств видеофиксации, применяются требования, предусмотренные законодательством о защите персональных данных.

Минимальный срок хранения видео – 15 суток. В случаях, когда информация запрашивается уполномоченными органами, ее можно удалить только после выполнения такого требования.

– Каковы условия приостановления и возобновления нахождения в реестре?

– Порядок приостановления и исключения сведений регулируется постановлением. Основания для этого содержатся в Указе № 32. В филиалах Транспортной инспекции в регионах создаются специальные комиссии, которые и будут принимать решения. Туда будут поступать соответствующие документы (перечень требований к ним также содержится в постановлении). При этом действия (бездействие) и решения Транспортной инспекции, иных государственных органов (организаций), связанные с приостановлением и исключением сведений из реестра, могут быть обжалованы заинтересованными лицами в судебном порядке.

– Главный камень преткновения при переходе на новые условия работы – необходимость заключения трудовых договоров между перевозчиками и водителями.

Раньше большинство таксистов работало по договорам гражданско-правового характера…

– Белорусским законодательством какого-либо иного порядка оформления на работу не предусмотрено. Все, что применяется сегодня – договоры подряда и договоры возмездного оказания услуг, можно назвать притворными сделками. В своей практике мы не нашли ни одного такого договора, который бы всецело соответствовал Гражданскому кодексу.

Буквально на днях я рассматривал жалобу на постановление по делу об административном правонарушении в отношении одного из субъектов хозяйствования. Компания заключала сделки от имени своего контрагента. На практике это выглядело так: к субъекту хозяйствования приходит водитель – физическое лицо, с которым заключался договор комиссии. На основании договора он подключался к заказам «Яндекс.Такси». При этом водитель по закону не может принимать и выполнять заказы – это незаконная предпринимательская деятельность. В Трудовом кодексе есть специальная норма, в которой говорится: независимо от того, были ли заключены трудовые отношения должным образом или нет, трудовой договор считается заключенным с момента фактического допущения работника к выполнению обязанностей. Следовательно, водитель являлся наемным работником компании.

Такими схемами, подменяя трудовое законодательство притворными гражданско-правовыми договорами, недобросовестные субъекты хозяйствования уходили от налогообложения. Сегодня перевозчик обязан контролировать соблюдение водителем режима труда и отдыха, прохождение предрейсового медосмотра и решать многие другие вопросы. Это возможно осуществлять только при помощи трудового договора. Важно, что в таких условиях руководитель компании будет вынужден думать, кого брать на работу, а кого нет.

– Нет ли опасений, что реально будет не хватать водителей такси – сейчас многие используют эту работу как возможность получить дополнительный доход в свободное от основной деятельности время?

– Действующее трудовое законодательство позволяет решить этот вопрос.

Трудовым кодексом любому человеку разрешено иметь основное место работы и дополнительное. Руководители компаний перевозчиков вправе заключать с водителями трудовые договоры на 0,5 и 0,25 ставки. В данном случае будут соблюдены права и работника, и граждан, которым предоставляются услуги по перевозке.

На мой взгляд, все опасения перевозчиков напрасны. Подобное мы слышали, когда начинали наводить порядок на междугородных перевозках пассажиров микроавтобусами. Время расставило точки над «i». А время, как известно, беспристрастный судья. Те, кто работал ранее на междугородных маршрутах незаконно, стали трудиться в рамках действующего законодательства.

Беседовал Геннадий ЗАКРЖЕВСКИЙ, «ТБ»

Добавить комментарий