Летящая находка. Беларусь и Россия совместно построят легкий многоцелевой самолет

Белорусские машиностроители давно хотели обзавестись компетенциями в области авиастроения и приложили в последние годы немало усилий для этого. Однако одно дело – детали и комплектующие, совсем другое – самолет собственного производства. Мечты сбываются: 15 апреля на свет появилось межправсоглашение о разработке и организации производства двухдвигательного легкого многоцелевого самолета.

Пока ЛМС-401 «Освей» существует только в замыслах авиаконструкторов и планах правительств, для наглядности мы можем воспроизвести живописные виды одноименного озера. Источник: meridian28.com

Соглашение по итогам состоявшихся 15 апреля переговоров премьер-министров двух стран Романа Головченко и Михаила Мишустина подписали вице-премьер Беларуси Петр Пархомчик и вице-премьер, министр промышленности и торговли России Денис Мантуров. Премьеры дальновидно поместили документ в рамки не так давно подписанной комплексной программы сотрудничества в авиастроении – обычно такой управленческий ход повышает шансы на своевременное исполнение.

Как и положено, главы правительств кратко высказались насчет того, почему самолет важен и нужен. «Мы нашли форму, при которой Россия и Беларусь фактически на паритетных основах инвестируют в этот проект и соответственно будут являться так же совместно собственниками того изделия, которое будет создано в ходе реализации этого важного проекта», – цитирует Головченко БЕЛТА. «У Союзного государства – большая территория, ей нужны самые современные самолеты разных классов и типов для перевозок пассажиров и грузов. Поэтому мы приступаем к глубокой кооперации в сфере авиастроения», – приводит слова Мишустина ТАСС.

Основная канва договоренностей была оформлена еще летом 2023 года, на выставке «Иннопром» в Екатеринбурге, где присутствовали руководители экономического блока правительства Беларуси. Тогда же будущему самолету предварительно присвоили маркировку ЛМС-401. Сейчас у него уже есть имя собственное – «Освей», как у второго по площади белорусского озера, что неплохо вписывается в традицию российских авиастроителей давать легким самолетам имена в честь озер.

Паритетная схема, на которой акцентировали внимание премьеры, состоит в том, что ЛМС-401 будет разрабатываться с нуля совместными усилиями белорусских и российских конструкторских бюро. Системы и комплектующие планируется производить на различных предприятиях Беларуси и России, но финальную сборку будут осуществлять у нас – так сказать, в союзном «сборочном цехе». Ключевые требования к воздушному судну – доступная стоимость летного часа и щадящая себестоимость самого самолета. Это тоже понятно: по причинам объективного характера и российской, и белорусской авиации сейчас логичнее сосредоточиться на авиакоммуникациях местного уровня.

Справка «ТБ». ЛМС-401 «Освей» планируется оснастить турбовинтовым двигателем ВК-800 и неубирающимся шасси. Самолет рассчитан на 19 пассажиров. Первые экземпляры ожидаются в 2025–2026 годах, к 2030-му серийно должно быть построено 85–100 экземпляров.

С белорусской стороны в производстве «Освея» будут задействованы имеющиеся авиапредприятия и Государственный военно-промышленный комитет (ГВПК) с его мощностями. Российские СМИ со ссылкой на начальника управления планирования промышленности ГВПК Дмитрия Стефановича пишут о закупке нового оборудования и строительстве цехов. Проект многообещающий: новая отрасль, новые компетенции, новые рабочие места, интеграция, промкооперация и далее по списку.

Справка «ТБ». Разрабатывать проект ЛМС-401 совместно намерены ОАО «558-й авиационный ремонтный завод» в Барановичах и АО «Уральский завод гражданской авиации» в Екатеринбурге. Заказ на производство части комплектующих получит 407-й Минский завод гражданской авиации. Окончательная сборка, требующая 20 тыс. кв. метров дополнительных площадей, будет производиться в Барановичах.

Возможно, кого-то не впечатлит небольшой, с неубирающимся шасси «Освей». Но, как говорится, мал золотник, да дорог: именно ему предстоит стать первенцем белорусского авиапрома.

Иван ДУБОВЕЙ

Добавить комментарий