Можно ли в реальной жизни вывести из пике пассажирский самолет
В 2012 году знаменитый американский режиссер Роберт Земекис (широкая публика помнит его по таким хитам, как «Назад в будущее», «Форрест Гамп», «Кто подставил кролика Роджера») снял захватывающую ленту «Экипаж» о пилоте Уильяме «Уипе» Уитакере, который спас пассажиров, выполнив невероятный трюк на своем лайнере.
По сюжету, при заходе на посадку самолет неожиданно сорвался в крутое пике. Второй пилот сообщил Уитакеру, что отказали гидравлика и рули высоты. Экипаж выпустил закрылки и шасси, но это не помогло. Тогда командир принял рискованное решение и двинул штурвал против часовой стрелки. Воздушное судно перевернулось вверх днищем и замедлило падение. Когда до земли оставалось совсем чуть-чуть, Уитакер развернул его обратно. Машина стала планировать и упала на широкий луг.
Жертв было немного, коллеги сказали Уитакеру, что он совершил настоящее чудо.
Впоследствии выяснилось, что причиной случившегося стал износ вала управления рулем высоты в хвостовом стабилизаторе, из-за чего руль заклинило и самолет резко пошел вниз.
«Чудес» не бывает
Авиационная тема знакома Земекису не понаслышке – режиссер имеет лицензию пилота-любителя. Знает он и историю авиакатастроф: инциденты по схожей причине случались не раз.
К примеру, в январе 2000 года из-за отказа механизма перестановки стабилизатора на подлете к Сан-Франциско сорвался в пике и рухнул в океан самолет MD-83 авиакомпании Alaska Airlines. Похожий инцидент имел место и в Беларуси: в июне 1982 года близ поселка Вербовичи Наровлянского района из-за износа гайки стабилизатора, пикируя, рухнул Як-42, летевший из Ленинграда в Киев.
Но возможен ли в реальной жизни благополучный маневр с переворачиванием воздушного судна, который Земекис снял в «Экипаже»? Эксперты, опрошенные журналистами после выхода картины, в один голос заявили: в ситуации, которая показана у Земекиса, он невозможен.
«На низкой высоте переворот самолета с пассажирами неминуемо привел бы к катастрофе, – прокомментировал трюк Уитакера пилот с 40-летним стажем. – Командир принимает решение о перевороте на высоте около шести километров. Воздушное судно и так теряет высоту, а при переворачивании он потеряет еще где-то километра три. Уитакер просто не успел бы перевернуться обратно».
«Теоретически, конечно, можно так перевернуть самолет, но не в условиях рейса и уж, конечно, не с полным салоном пассажиров», – высказал свое мнение другой пилот. И еще один момент: по сюжету, Уитакер ведет самолет в нетрезвом состоянии, а это отнюдь не делает летчика асом – скорее, наоборот.
Кстати, в 2000 году пилоты MD-83 так же, как и Уитакер, только на трезвую голову пытались выйти из пике, перевернув воздушное судно днищем вверх, но и в перевернутом положении тот продолжал пикировать и в итоге врезался в воду.
Однако истории, когда экипажу удавалось сохранить пикирующий самолет, в том числе при полете вверх днищем, в авиации известны. В 1985 году пилоты Boeing 747 компании China Airlines сумели выровнять свою машину, рухнувшую вниз на целых 9 тыс. метров. А спасла их тогда большая высота: падать они начали с 12 километров.
Невозможное возможно
Рейс China Airlines-006 вылетел из Тайбэя после полуночи и взял курс на Сан-Франциско. Так как перелет был долгим, на борт заступил сдвоенный экипаж – 23 человека. В салоне находился 251 пассажир. Когда лайнер занял магистральный эшелон 12 500 метров, летчики включили автопилот в режиме инерциальной навигации, прокладывающий курс между путевыми точками.
Ночь прошла спокойно, а около 10 утра самолет попал в зону турбулентности. Приблизительно в то же время бортинженер доложил командиру, что в двигателе № 4 произошел срыв пламени и скорость начала падать. Командир велел заново запустить двигатель. Это было не самое грамотное решение: максимальная высота запуска двигателей – 9150 метров, тогда как воздушное судно продолжало лететь на эшелоне 12 500.
Тем не менее бортинженер попытался сделать перезапуск, но попытка оказалась неудачной, и скорость продолжила падать. Из-за того что с левой стороны работали два двигателя, а с правой только один, возник дисбаланс тяги. В результате самолет стал разворачиваться и крениться вправо. Для создания левого крена автопилот отреагировал отклонением элеронов до максимально возможных 23°. Самостоятельно отклонять элероны дальше автопилоту было нельзя, поэтому экипаж его отключил. К тому времени правый крен составлял уже более 60°.
Бортинженер доложил командиру, что остальные три двигателя также перестали работать. Самолет быстро терял высоту. Вскоре он влетел в густые облака, и пилоты не могли определить по внешним ориентирам свое положение в пространстве. Командир взглянул на авиагоризонт и увидел, что его линия стала вертикальной, а затем и вовсе ушла за край экрана.
Посадка сладка
За 30 секунд самолет упал на 9 тыс. метров и продолжал с бешеной скоростью нестись к океану. Но когда до воды оставалось 3 тыс. метров, пилоты все-таки смогли его выровнять. Двигатели № 1, 2 и 3 заработали снова. Проведя стандартную процедуру, бортинженер смог запустить и двигатель № 4.
Больше ничего не мешало нормальному полету, но экипаж обнаружил, что шасси из-за перегрузок вывалились из гондол и не убираются обратно, но командир все равно принял решение идти на посадку. Из находившихся на борту 274 человек никто не погиб. Серьезные травмы получили лишь один член экипажа, сильно повредивший спину, и пассажир, сломавший ногу. Еще 22 пассажира отделались легкими травмами.
А вот Boeing 747 был серьезно поврежден. Створки его шасси были вырваны. У правого горизонтального стабилизатора оторвало кусок на 1,5 метра, а у левого – трехметровый со всеми рулями высоты. Осколками была перебита одна из гидравлических систем. Крылья лайнера выгнулись вверх на пять сантиметров. Но, несмотря на это, самолет удалось отремонтировать, и он благополучно летал аж до 2005 года.
В 10.15 лайнер сорвался в глубокое пике, теряя высоту со скоростью 150 м/с и достигая перегрузок в 5G. Машина поворачивалась вокруг своей оси и даже какое-то время летела вверх тормашками. В это время в салоне творился кошмар. Непристегнутые пассажиры, вываливаясь из кресел, бились о стены, пол
и потолок. Вместе с ними по салону летали подносы, посуда, ручная кладь. Пристегнутые же испытывали дикие перегрузки, их с огромной силой вдавливало в кресла.
Подготовил Леонард КАПЛЕНКО