Не стреляйте в проводницу

Забота о безопасности пассажиров обернулась хейтом в соцсетях

На прошлой неделе социальные сети всколыхнула история, произошедшая в соседней России. Завсегдатаи фейсбука, тик-тока и прочих инстаграмов узнали душераздирающую историю кота, ехавшего в Тихвин, но так и не доехавшего.

«Ничейный» пассажир

11 января в поезд Екатеринбург – Санкт-Петербург сел пассажир с котом. На животное был куплен специальный билет, а само оно находилось в переносном контейнере. Мужчина был уже в возрасте, так что его быстро укачало, и он уснул. А кот выбрался из переноски и пошел гулять по вагону. Пассажиры пожаловались проводнице на «ничейного мурлыку», и та выпустила животное на улицу, когда поезд остановился в Кирове. Проснувшись, мужчина не сразу заметил пропажу – произошло это лишь спустя несколько часов. Тут-то и выяснилось, что его питомец давно не в вагоне.

Начались поиски. К ним подключилось более 5 тыс. кировских волонтеров, но итог был неутешителен. Вечером 19 января Твикс – так звали кота – был найден мертвым. Предполагается, что его покусала собака, после чего он ослаб и замерз. В тот же вечер эта история разлетелась по СМИ и телеграм-каналам. Тут-то и началось.

Вначале хозяева кота не стали предъявлять железнодорожникам претензий, что было логично: за питомцем, вообще-то, недосмотрел сам мужчина. Но после огласки в СМИ логику вытеснили эмоции, и хозяева наряду с волонтерами подали заявление в полицию.

В полиции, впрочем, эмоциям не поддались и отказались возбуждать уголовное дело в связи с отсутствием состава преступления. Хозяева пожаловались и в ОАО «Российские железные дороги». В Федеральной пассажирской компании, дочке РЖД, провели служебное расследование, но тоже не нашли никакой вины за проводницей.

В итоговом отчете, опубликованном на сайте компании, было отмечено, что, когда пассажиры заметили кота, гулявшего без присмотра, «проводник несколько раз опросила пассажиров, но на вопрос, кому принадлежит кот, ей никто не ответил. Тогда проводник предположила, что он случайно забежал в вагон во время стоянки
на станции, и приняла решение выпустить его, так как, возможно, хозяева животного могли остаться на станции и искать его там».

В отчете также подчеркнули, что проводница действовала в соответствии со служебными инструкциями – у проводника есть полномочия принимать меры по поддержанию порядка в вагоне и обеспечению безопасности пассажиров. Но, несмотря на это, в соцсетях разгорелась травля проводницы – ее выставляли извергом, чудовищем, чуть ли не призывали к расправе над ней. На сайте change.org была даже создана петиция с требованием ее увольнения – за несколько дней она набрала около 300 тыс. подписей. И мало кто удосужился взглянуть на ситуацию с другой стороны.

Первым делом человек

Кто-нибудь пытался представить себя на месте вагонного проводника? Да ему за людьми усмотреть бы, не то что за котами! Вбейте в гугл «проводник, вагон, обязанности» и поймете, насколько сегодня проводникам не до котов. Да и потом действия женщины легко объясняются психологически.

Проводница знала, что в вагоне есть кот и что находится он в контейнере-переноске. Именно такая информация отпечаталась в ячейках ее памяти, так что, увидев Твикса, гуляющего по вагону, она действительно могла решить, что это какой-то бродячий котяра. Если вы в Шабанах вдруг встретите Марго Робби, то с вероятностью 99% пройдете мимо, даже не спросив автограф – просто потому, что уверены: Марго Робби сейчас в Голливуде, и в Шабанах ее быть не может. Так работает наш мозг. Так он сработал и у проводницы. Но даже при этом она вначале провела опрос среди пассажиров.

Высаживая Твикса, проводница думала не только о должностных инструкциях, но и о безопасности людей, за которых несла служебную ответственность. В иной ситуации кот и правда мог оказаться бродячим – поезд долго стоял в Кирове с открытыми дверьми – и причинить пассажирам массу неприятностей. К примеру, поцарапать кого-нибудь или испортить чьи-нибудь вещи, поточив о них когти.

Но думала проводница и о самом коте. Железнодорожная компания опубликовала ее комментарий, в котором она поясняет, что решила, будто животное случайно забралось в вагон: «Подумала, что владельцы могут искать кота на вокзале, и выпустила его на улицу». В случае если кот местный, его, конечно же, лучше выпустить сразу, чем везти куда-то через всю страну, где он никому не будет нужен.

В общем, с какой стороны ни глянь, «чудовищем» проводница не выглядит. Так за что же ее увольнять? Она-то как раз подумала и о пассажирах, и о коте. Но люди почему-то ополчились именно на нее. А перевозчик кота, который уснул, не потрудившись даже проверить, хорошо ли заперта переноска, как бы и ни при чем. Что и говорить, логика в соцсетях не всегда желанный гость.

Котика, конечно, жалко. Но наказанием невинного человека его уже не вернешь. А вот что действительно было сделано верно, так это то, что РЖД после этого инцидента решила внести изменения во внутренние документы о перевозке домашних животных в поездах дальнего следования. Проводники теперь должны будут не высаживать обнаруженных котиков-собачек, а передавать их на остановках работникам станций или представителям зоозащитных организаций. Если это поможет сберечь жизни других питомцев, значит, Твикс, что называется, погиб не зря.

Леонард КАПЛЕНКО

P.S. Когда готовился этот материал, российские СМИ сообщили, что проводницу, высадившую кота, временно отстранили от работы с пассажирами. Кроме того, стало известно, что в ситуацию вмешался глава Следственного комитета Александр Бастрыкин и потребовал провести проверку «по факту жестокого обращения с животными»

Добавить комментарий