Безопасность различных видов транспорта глазами россиян
Какой из видов транспорта безопаснее? Этим вопросом регулярно задаются не только специалисты, но и сотни тысяч (а то и миллионы) пассажиров. Естественно, ответы в первом и втором случаях будут отличаться, однако в этом и состоит интрига: профессионал должен знать, как потребители транспортных услуг оценивают их безопасность, чтобы, исходя из этого, планировать свою деятельность.
![](https://tbgazeta.by/wp-content/uploads/2024/01/my-poedem-my-pomchimsya-1_13012024.jpg)
![](https://tbgazeta.by/wp-content/uploads/2024/01/my-poedem-my-pomchimsya-1_13012024.jpg)
![](https://tbgazeta.by/wp-content/uploads/2024/01/my-poedem-my-pomchimsya-3_13012024.jpg)
«ТБ» сравнила относительно свежий (март 2023 года) опрос государственного Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) и на пару лет менее актуальное исследование частного холдинга «Ромир» (октябрь 2020 года). Конечно, на наши белорусские реалии российские данные следует экстраполировать с поправками – в РФ больше расстояния, ощутимее разница между регионами и т.п. Тем не менее общие механизмы формирования оценок безопасности того или иного вида транспорта оказываются схожими.
Маршрутка, все ночи, полные огня!
Да, читатель все правильно понял: в этом десятилетии (как, впрочем, и в прошлом) пассажиры наиболее опасным видом общественного транспорта считают маршрутное такси.
У ВЦИОМ в качестве такового маршрутку назвали более половины опрошенных, а в аналогичном опросе пятилетней давности – 47% респондентов. «За прошедшие пять лет ситуация не улучшилась», – разводят руками социологи.
Справка «ТБ»
По данным ВЦИОМ, в 2023 году количество опрошенных, считающих маршрутки опасными, выросло до 56,3%. Увеличилась и доля людей, назвавших главной опасностью при передвижении на них аварии по вине водителя: в 2018-м их было 31%, в 2023-м – 43,9%.
В рейтинге безопасности городского транспорта «Ромира» (2020) на последней позиции находится такси (безопасным считают лишь 23% респондентов), маршрутки – на предпоследнем месте (28%).
«Рынок частных пассажирских перевозок зачастую не соответствует критериям безопасной логистики: низкое качество обслуживания транспортных средств и неудовлетворительная подготовка водителей, отсутствие должного контроля за режимом сна и отдыха негативно сказываются на восприятии как частных перевозчиков вообще, так и автобусов малого класса», – констатируют аналитики ВЦИОМ. И тут же, уравновешивая негатив, приводят воодушевляющие данные департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы.
Что ж, мы в статистику тоже умеем. Представляется, что закономерность тут иная: «рисковая» маршрутка закрывает те ниши спроса на транспортные услуги, которые не под силу другим видам транспорта, что делает цену этого риска в глазах потребителя если не оправданной, то приемлемой.
В Беларуси пассажироперевозки и транспорт регулируются государством гораздо жестче, однако, скорее всего, и у нас закономерность обнаружится та же: более опасный, по мнению потребителя, вид транспорта покрывает спрос, который по каким-то причинам не в силах покрыть менее опасные.
Риск на крыльях и на колесах
Важный нюанс: если у ВЦИОМ рейтинг – опасности, то у «Ромир» – безопасности, причем отдельно для транспорта вообще и городского.
Так вот, на втором месте в рейтинге ВЦИОМ предсказуемо оказался авиатранспорт: его сочли опасным 32,1% опрошенных. В целом безопасность авиатранспорта оценивается потребителями в контексте международной обстановки и текущей террористической активности, поэтому динамика этих оценок очень неровная.
Справка «ТБ»
По данным ВЦИОМ, наиболее высоким риском гражданской авиации россияне считают аварии, случившиеся по техническим причинам (42,5%), а также угрозу терактов (21,2%). Социологи указывают на то, что это соответствует данным за август 2012 года, после которого опасения пассажиров снизились до 12% в апреле 2013-го, а затем возросли до 16% в 2018 году.
В исследовании «Ромир» авиатранспорт на третьем снизу месте по безопасности (35%). Позиции ниже гражданской авиации занимают водный транспорт (32%) и мотоцикл, в безопасности которого убеждены лишь 8%. В рейтинге безопасности городского транспорта третье с конца место досталось велосипеду: за него проголосовали 30% опрошенных.
Что до наземного транспорта, помимо маршрутки, респонденты ВЦИОМ охарактеризовали как внушающий им наибольшие опасения пригородный или междугородный автобус (30,5%). Это – устойчивая тенденция, считают социологи: «Опасения людей связаны в первую очередь с авариями ввиду внешних причин: нарушение правил поведения на дорогах другими водителями, плохие покрытие дорог и погодные условия и др. (35,1%)». Отечественный читатель может сам проанализировать раздел «Происшествия» белорусских новостных лент и убедиться, что речь об аварийности пригородных и междугородных автобусов довольно часто идет и у нас.
Хоть к ране прикладывай
Теперь – о наиболее безопасных видах транспорта. Наилучшие показатели у железных дорог, метрополитена, личных автомобилей и городского общественного транспорта. Отметим сегментацию ответов респондентов «Ромир» по возрастам: железную дорогу чаще всего нахваливают россияне 35–44 лет (71%), персональный автомобиль – более молодая аудитория в возрасте 25–34 лет (62%), для которой, как правило, актуально и приоритетно приобретение собственной легковушки.
Справка «ТБ»
По данным «Ромир», как наиболее безопасное средство передвижения россияне чаще всего оценивали железнодорожный транспорт (66%), личные автомобили (53%) и общественный транспорт (52%). Среди городского общественного транспорта в аналогичный топ-3 лидеров входят троллейбусы (66%), метро (64%) и автобусы (59%).
Сложную градацию оценок пассажиров объясняют авторы исследования ВЦИОМ: «В восприятии граждан маршрутки лидируют в качестве максимально подверженного ошибкам водителя данного транспорта (44%). Для остальных его видов этот показатель колеблется в рамках значений от 3% (электричка) до 18% (пригородный или междугородный автобус), что можно объяснить относительно низкой вероятностью совершения ошибки на железной дороге со стороны машинистов и одновременно повышенным риском усталости водителей автобусов, следующих на большие расстояния».
Получается, что потребитель оценивает безопасность железнодорожного транспорта и тех же маршруток или пригородных автобусов довольно рационально, исходя не только из опыта, но и из специфики каждого вида транспорта. Социологи свидетельствуют: опасение насчет повышенной усталости водителей автотранспорта, следующего на большие расстояния, стабильно уже более десятилетия: в 2012 году это беспокоило 18% респондентов, ровно столько же показали опросы в 2018-м и 2023-м.
Своя специфика имеется и у метрополитена: как наиболее опасный вид транспорта его охарактеризовали всего 4% респондентов ВЦИОМ. «А как же угроза терактов?» – спросите вы. Тут все довольно причудливо, как и в случае с авиаперевозками: многое определяется контекстом – международной обстановкой, актуальностью террористических угроз, «театром безопасности» в метро и пр.
Справка «ТБ»
По данным ВЦИОМ, с 2011 года доля респондентов, опасавшихся терактов в метро, снижалась: в 2011 году таких было 47%, в 2012-м – 38%, в 2013-м – 25%. После этого спад замедлился: в 2018 году опасения по поводу возможных терактов выразили 33% опрошенных. В 2023-м их риск в подземке снова актуализировался – об этом сообщили 42,6%.
Наряду с террористическими угрозами социологи выделяют иные опасения респондентов относительно других пассажиров. Преимущественно речь идет о рисках криминогенного характера: кража, драка, алкогольное или наркотическое опьянение и т.д. Применительно к перечисленным в исследовании видам транспорта «подобные страхи только упрочивают свои позиции год от года», признают исследователи. И это тоже прямая подсказка службам, обеспечивающим безопасность в том или ином виде транспорта.
Справка «ТБ»
По оценке ВЦИОМ, пассажиров, способных совершить противоправные действия, россияне опасаются встретить в электричках (35%), городских электричках (31%), поездах (28%) и в городском транспорте (23%).
Иван ДУБОВЕЙ