Мы поедем, мы помчимся?

Безопасность различных видов транспорта глазами россиян

Какой из видов транспорта безопаснее? Этим вопросом регулярно задаются не только специалисты, но и сотни тысяч (а то и миллионы) пассажиров. Естественно, ответы в первом и втором случаях будут отличаться, однако в этом и состоит интрига: профессионал должен знать, как потребители транспортных услуг оценивают их безопасность, чтобы, исходя из этого, планировать свою деятельность.

«ТБ» сравнила относительно свежий (март 2023 года) опрос государственного Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) и на пару лет менее актуальное исследование частного холдинга «Ромир» (октябрь 2020 года). Конечно, на наши белорусские реалии российские данные следует экстраполировать с поправками – в РФ больше расстояния, ощутимее разница между регионами и т.п. Тем не менее общие механизмы формирования оценок безопасности того или иного вида транспорта оказываются схожими.

Маршрутка, все ночи, полные огня!

Да, читатель все правильно понял: в этом десятилетии (как, впрочем, и в прошлом) пассажиры наиболее опасным видом общественного транспорта считают маршрутное такси.

У ВЦИОМ в качестве такового маршрутку назвали более половины опрошенных, а в аналогичном опросе пятилетней давности – 47% респондентов. «За прошедшие пять лет ситуация не улучшилась», – разводят руками социологи.

Справка «ТБ»

По данным ВЦИОМ, в 2023 году количество опрошенных, считающих маршрутки опасными, выросло до 56,3%. Увеличилась и доля людей, назвавших главной опасностью при передвижении на них аварии по вине водителя: в 2018-м их было 31%, в 2023-м – 43,9%.

В рейтинге безопасности городского транспорта «Ромира» (2020) на последней позиции находится такси (безопасным считают лишь 23% респондентов), маршрутки – на предпоследнем месте (28%).

«Рынок частных пассажирских перевозок зачастую не соответствует критериям безопасной логистики: низкое качество обслуживания транспортных средств и неудовлетворительная подготовка водителей, отсутствие должного контроля за режимом сна и отдыха негативно сказываются на восприятии как частных перевозчиков вообще, так и автобусов малого класса», – констатируют аналитики ВЦИОМ. И тут же, уравновешивая негатив, приводят воодушевляющие данные департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы.

Что ж, мы в статистику тоже умеем. Представляется, что закономерность тут иная: «рисковая» маршрутка закрывает те ниши спроса на транспортные услуги, которые не под силу другим видам транспорта, что делает цену этого риска в глазах потребителя если не оправданной, то приемлемой.

В Беларуси пассажироперевозки и транспорт регулируются государством гораздо жестче, однако, скорее всего, и у нас закономерность обнаружится та же: более опасный, по мнению потребителя, вид транспорта покрывает спрос, который по каким-то причинам не в силах покрыть менее опасные.

Риск на крыльях и на колесах

Важный нюанс: если у ВЦИОМ рейтинг – опасности, то у «Ромир» – безопасности, причем отдельно для транспорта вообще и городского.

Так вот, на втором месте в рейтинге ВЦИОМ предсказуемо оказался авиатранспорт: его сочли опасным 32,1% опрошенных. В целом безопасность авиатранспорта оценивается потребителями в контексте международной обстановки и текущей террористической активности, поэтому динамика этих оценок очень неровная.

Справка «ТБ»

По данным ВЦИОМ, наиболее высоким риском гражданской авиации россияне считают аварии, случившиеся по техническим причинам (42,5%), а также угрозу терактов (21,2%). Социологи указывают на то, что это соответствует данным за август 2012 года, после которого опасения пассажиров снизились до 12% в апреле 2013-го, а затем возросли до 16% в 2018 году.

В исследовании «Ромир» авиатранспорт на третьем снизу месте по безопасности (35%). Позиции ниже гражданской авиации занимают водный транспорт (32%) и мотоцикл, в безопасности которого убеждены лишь 8%. В рейтинге безопасности городского транспорта третье с конца место досталось велосипеду: за него проголосовали 30% опрошенных.

Что до наземного транспорта, помимо маршрутки, респонденты ВЦИОМ охарактеризовали как внушающий им наибольшие опасения пригородный или междугородный автобус (30,5%). Это – устойчивая тенденция, считают социологи: «Опасения людей связаны в первую очередь с авариями ввиду внешних причин: нарушение правил поведения на дорогах другими водителями, плохие покрытие дорог и погодные условия и др. (35,1%)». Отечественный читатель может сам проанализировать раздел «Происшествия» белорусских новостных лент и убедиться, что речь об аварийности пригородных и междугородных автобусов довольно часто идет и у нас.

Хоть к ране прикладывай

Теперь – о наиболее безопасных видах транспорта. Наилучшие показатели у железных дорог, метрополитена, личных автомобилей и городского общественного транспорта. Отметим сегментацию ответов респондентов «Ромир» по возрастам: железную дорогу чаще всего нахваливают россияне 35–44 лет (71%), персональный автомобиль – более молодая аудитория в возрасте 25–34 лет (62%), для которой, как правило, актуально и приоритетно приобретение собственной легковушки.

Справка «ТБ»

По данным «Ромир», как наиболее безопасное средство передвижения россияне чаще всего оценивали железнодорожный транспорт (66%), личные автомобили (53%) и общественный транспорт (52%). Среди городского общественного транспорта в аналогичный топ-3 лидеров входят троллейбусы (66%), метро (64%) и автобусы (59%).

Сложную градацию оценок пассажиров объясняют авторы исследования ВЦИОМ: «В восприятии граждан маршрутки лидируют в качестве максимально подверженного ошибкам водителя данного транспорта (44%). Для остальных его видов этот показатель колеблется в рамках значений от 3% (электричка) до 18% (пригородный или междугородный автобус), что можно объяснить относительно низкой вероятностью совершения ошибки на железной дороге со стороны машинистов и одновременно повышенным риском усталости водителей автобусов, следующих на большие расстояния».

Получается, что потребитель оценивает безопасность железнодорожного транспорта и тех же маршруток или пригородных автобусов довольно рационально, исходя не только из опыта, но и из специфики каждого вида транспорта. Социологи свидетельствуют: опасение насчет повышенной усталости водителей автотранспорта, следующего на большие расстояния, стабильно уже более десятилетия: в 2012 году это беспокоило 18% респондентов, ровно столько же показали опросы в 2018-м и 2023-м.

Своя специфика имеется и у метрополитена: как наиболее опасный вид транспорта его охарактеризовали всего 4% респондентов ВЦИОМ. «А как же угроза терактов?» – спросите вы. Тут все довольно причудливо, как и в случае с авиаперевозками: многое определяется контекстом – международной обстановкой, актуальностью террористических угроз, «театром безопасности» в метро и пр.

Справка «ТБ»

По данным ВЦИОМ, с 2011 года доля респондентов, опасавшихся терактов в метро, снижалась: в 2011 году таких было 47%, в 2012-м – 38%, в 2013-м – 25%. После этого спад замедлился: в 2018 году опасения по поводу возможных терактов выразили 33% опрошенных. В 2023-м их риск в подземке снова актуализировался – об этом сообщили 42,6%.

Наряду с террористическими угрозами социологи выделяют иные опасения респондентов относительно других пассажиров. Преимущественно речь идет о рисках криминогенного характера: кража, драка, алкогольное или наркотическое опьянение и т.д. Применительно к перечисленным в исследовании видам транспорта «подобные страхи только упрочивают свои позиции год от года», признают исследователи. И это тоже прямая подсказка службам, обеспечивающим безопасность в том или ином виде транспорта.

Справка «ТБ»

По оценке ВЦИОМ, пассажиров, способных совершить противоправные действия, россияне опасаются встретить в электричках (35%), городских электричках (31%), поездах (28%) и в городском транспорте (23%).

Иван ДУБОВЕЙ

Добавить комментарий