Пришел «Максим»

«В стране создана многочисленная ОПГ с использованием приложения, скачанного из интернета»

В прошедшем году филиал Транспортной инспекции по Витебской области в первую очередь уделял внимание пассажирским перевозкам. Не остались в стороне и таксисты. В инструментариях транспортников для борьбы с нелегалами появились «контрольные закупки» и «изъятие автомобиля». О том, что представляет собой рынок такси в Витебске, «ТБ» рассказал начальник управления автомобильного и весогабаритного контроля филиала Транспортной инспекции по Витебской области Александр Степанов.

С одной стороны, я понимаю, что они сознательно входят в сговор с субдиспетчерами, которые выкачивают деньги из них, не платят налогов – не проводят финансы через кассу и банк. С другой – у них нет ни трудового стажа, ни больничных, ни отпусков – всего того, что предусмотрено трудовым законодательством.
Этот автомобиль прибыл по вызову клиента, но попал под контрольную закупку
Транспортной инспекции и был изъят до вынесения судебного решения и уплаты штрафов

– К каким выводам по итогу работы в прошлом году пришла Транспортная инспекция? Что происходит на рынке автомобилей-такси?

– С большой надеждой ждем принятия указа Президента, который будет регулировать отношения в области нерегулярных перевозок такси. Ныне именно на этом рынке достаточно развита незаконная предпринимательская деятельность.

Так называемые агрегаторы такси, по белорусскому законодательству – диспетчеры, обязаны передавать заказы только легальным перевозчикам. То есть субъектам, осуществляющим деятельность по перевозке автомобилями-такси. Таковыми могут быть либо индивидуальные предприниматели, либо предприятия различных форм собственности. Но сегодня фактически агрегаторы передают заказы на поездки кому угодно.

Особенно отличается в этом плане сервис «Максим». Приложение этого бренда дает возможность подключиться и работать таксистом любому человеку с машиной, невзирая на наличие техосмотра и страховки. Кто-то считает такую деятельность подработкой, для других она превратилась в основную деятельность.

Вскоре появилось предложение и для тех, у кого нет машины, но есть намерение работать. Начали действовать компании, которые дают возможность взять машину в аренду для работы в сфере такси. С точки зрения законодательства под нелегальными диспетчерскими образовалось множество субъектов, которых условно можно назвать субдиспетчерами.

– В чем состоит их деятельность?

– Первое. Они предоставляют автомобили для работы. Есть даже выбор. Можно взять машину экономкласса, а можно и премиум. На практике чаще сдаются в аренду «Фольксваген-Поло» или «Рено-Логан». Схема такая: пришел, получил ключи от автомобиля, но прежде подписал договор, как правило, без дат и подписей. Устно сказали, что должен сдавать в день от 50 до 75 рублей в зависимости от марки авто.

Далее ставят приложение в смартфон с логином и паролем. То есть пользуются персональными данными. При этом в любой момент такой субдиспетчер может отключить от заказов, зачистить всю историю деятельности. Если происходит ДТП или случаются неприятности другого плана, субдиспетчер сразу «умывает руки». То есть он видит все поездки и полностью контролирует деятельность.

В чем принцип работы? Допустим, я на арендованной машине зарабатываю 200 рублей в день, 75 из них отдаю субдиспетчеру, сам заправляю авто топливом и обеспечиваю мойку. Остальное – мое. Естественно, официального оформления на работу не производится, трудовая книжка лежит дома. Короче, дали автомобиль – и крутись как хочешь.

– Как противостоять данному явлению?

– Эффективных методов противодействия этому мы не имеем. Юридически субдиспетчер заключает с гражданином договор аренды – машина в прокат. Если работать с приложением «Максим» на своем личном авто, то вообще нет необходимости куда-то ходить. У перевозчика – приложение «Такси-драйвер», у пассажира – «Такси – заказ поездки». При заказе у водителей в смартфоне высвечивается информация. Кто первый принял заказ, тот и везет. Это работает не только в Витебске.

Приложение – неодушевленный предмет, и с ним по определению бороться невозможно. Каждый желающий может его скачать и установить. Выход: либо блокировать доступ, что неперспективно, либо признать нежелательным, вредным и наказуемым. Приложение работает не только в нашем городе и не только в нашей стране. Возможно, где-то это и нормально, но у нас такая деятельность вне правового поля.

В Беларуси уже есть методы борьбы с деструктивными сайтами в сфере политики. Может, по такому же пути пойти и в сфере экономической деятельности?

– В ходе контрольных мероприятий вы, видимо, не раз проверяли водителей, которые работают с приложением «Максим», проводили контрольные закупки… С чем сталкивались в ходе такой деятельности?

– В подавляющем большинстве на вызов приезжали физические лица. Среди них даже встречались женщины, которые находятся в декрете по уходу за ребенком. Были и сторожа, студенты, мужички за 50, которые 20–30 лет нигде официально не работают. В разговоре они не скрывали, что всю жизнь занимаются этим видом деятельности. Раньше брали пассажиров «от борта». Потом освоили приложения.

– Вспомните случай, который вызвал наибольшее возмущение…

– Это не возмущение. Это – сожаление. Очень жаль этих людей. С одной стороны, я понимаю, что они сознательно входят в сговор с субдиспетчерами, которые выкачивают деньги из них, не платят налогов – не проводят финансы через кассу и банк. С другой – у них нет ни трудового стажа, ни больничных, ни отпусков – всего того, что предусмотрено трудовым законодательством.

Да, таксисты «Максима» не платят 13% подоходного налога. Но, выигрывая сегодня в чем-то малом, они лишают себя пенсии. Здоровье у этих людей тоже не стальное, с возрастом появляются болезни. И к 63 годам у них образуется полная социальная незащищенность.

Я с такими людьми сталкивался. Мужики в 65 лет колесят по городу не потому, что любят заниматься этим видом деятельности. Им, как они сами говорят, как-то жить надо. Мне жаль их. И тех, кто со школьной скамьи стал на этот путь, тоже.

Спектр людей, которые таким занимаются совместно с субдиспетчерами, широк. По сути, в стране создана многочисленная ОПГ в экономическом плане с использованием приложения, скачанного из интернета. И, поверьте, на «Максиме» клин светом не сошелся. Не будет его, будет какой-нибудь «Таксим». Назвать это явление можно как угодно…

Нужно что-то делать на глобальном уровне. Допустим, мы завтра победим «Максима», а послезавтра появятся десять новых брендов, которые продолжат работать по той же схеме.

– Почему, на ваш взгляд, водители соглашаются на добровольное рабство?

– Здесь можно рассуждать долго. Были примеры, когда водитель попадал в ДТП и субдиспетчер сразу отключал его от приложения. Мол, мы ему заказы не давали. Пассажиры не думают о плохом. Они склонны верить тому, что им говорят.

Часто мы не читаем внимательно и договор, который подписываем. Сказано сдавать 50 рублей в день за аренду автомобиля, человек и сдает их без всякого оформления. А потом ему показывают бумаги, что он условно с июля прошлого года ничего не платил. Как доказать, что платил? Хочешь пожаловаться в прокуратуру? А мы пойдем в суд и, бесспорно, взыщем сумму, которую ты не сможешь заплатить. И люди понимают, что находятся в экономической кабале. И никуда не идут жаловаться. 

– Много машин такси в Витебске работают с программой «Максим»?

– Отчетность нелегалов нам неизвестна. Они невидимки. По разговорам с водителями, речь идет о более чем тысяче автомобилей. Скорее даже эта цифра приближается к двум тысячам; 70% из тех, что мы задерживали, никак не обозначены. Они катаются без желтых полос, фонаря, других внешних атрибутов такси. Визуально это – обычные легковушки различных цветов и моделей.

– Приложение «Максим» – один из первых агрегаторов в Витебске?..

– Помню, много лет назад нужно было срочно ехать, заметил на асфальте надпись «Такси 7003». Позвонил. После сброса пришел звонок с кодом другой страны. Я тоже сбросил. С третьего раза понял, что так со мной пытается связаться именно фирма. Снял трубку – приехала машина. Этот агрегатор еще тогда начинал с подполья. Вычислить, откуда идут звонки, было невозможно. Рекламировали себя нанесением надписей краской на углах домов, остановках общественного транспорта, асфальте…

– Говорят, диспетчеры «Максима» заблокировали вызов сотрудникам Транспортной инспекции?

– Поскольку это приложение с момента выхода на рынок позиционировало себя полностью нелегальным, то и продолжает свою деятельность в том же ключе. Оно максимально защищает от нас своих водителей, иными словами, нелегальных партнеров.

«Максим» дает минимум информации о перевозчике. Например, пассажиру пишут, что придет красная «Мазда», а по техпаспорту она может быть бордовой. Сообщению, что за рулем будет Вася, тоже верить не стоит. Он, возможно, Федя.

В том числе приложение защищает от госорганов по доказыванию фактов незаконной предпринимательской деятельности. Организаторы ее считают, что такие предупреждения повышают привлекательность приложения для своих водителей. Чем сильнее они их защитят от госорганов, тем больше привлекут потенциальных перевозчиков.

Чтобы осуществить контрольную закупку, мы устанавливаем на свой телефон их приложения, вызываем машину и оформляем факт незаконной предпринимательской деятельности. Не секрет, что все приложения привязываются к номеру телефона.

Естественно, субдиспетчеры видят, кто сделал заказ водителю. Этот номер сразу вносится в черный список с пометкой «Сотрудник Транспортной инспекции». Нет, они себя таким образом не обезопасили. Просто затруднили нашу повседневную деятельность. Можно сказать, создали дополнительные трудности. Не более. А еще вызвали к себе негативное отношение у работников Транспортной инспекции.

– Если почитать витебские форумы в интернете, то к деятельности «Максима» больше всего претензий у пассажиров. Водители то не туда приезжают, то не могут дождаться, то хамят… Представители «Максима» в подобных случаях заявляют, что это – самый дешевый сервис…

– Кто такие представители «Максима»? Это либо сами водители, либо некие субдиспетчеры. Предприятие в Витебске нигде не зарегистрировано. Мы не знаем о таком субъекте хозяйствования. Есть приложение в «Плей-Маркет», которое может скачать любой человек. И оно активно выкачивает деньги из нашей страны.

У них есть свои тарифные планы, примерно, как и у сотовых операторов. Чтобы приступить к работе, нужно положить на баланс деньги, которые обеспечивают определенное количество заказов. Куда эти деньги уходят, мы не знаем. Более того, приложение дает возможность тысячам людей подключиться к нему, чтобы осуществлять незаконные перевозки. В том числе экономя на налогах, страховках всех видов, включая ответственность перевозчика перед пассажирами, гостехосмотре, который такси должны проходить два раза в год. Все вместе это позволяет демпинговать по цене. И заявлять, что у них – самые дешевые тарифы.

– Примерно по той же схеме работает и приложение «Яндекс.Такси»…

– Там тоже хватает недостатков. Но «Яндекс.Такси» по крайней мере заявляет, что к нему могут подключиться только юридические лица. Так оно и происходит. Это может видеть каждый человек, который заказывает поездку. Ему сообщают: к вам приедет такой-то водитель, на автомобиле определенного цвета, марки, с госномером и указанием перевозчика и его УНП. Хотя, как показывает практика, уже и перевозчики «Яндекса», которых я называю субдиспетчерами, тоже играют в свои схемы. И водитель может оказаться другим.

– В ходе проверок автомобилей-такси в прошлом году много ли было изъятий?

– Много, около 30 случаев. Вопрос – в другом. Конфискации не было. Все машины возвращаются по решению судов владельцам. Да, после уплаты штрафов. Но, поверьте, те, кто постоянно работает в такси нелегально и для кого эта деятельность является основным способом зарабатывания, такие непредвиденные расходы закладывают в баланс.

Часто и судьи входят в положение и дают минимальные наказания. А у нелегалов – свои чаты в социальных сетях, куда выкладывается информация и о приговорах, и об изъятии автомобилей. Все анализируется. Они знают лучше нас, за сколько можно «отбить» штраф.

– Повторные задержания были?

– Нет.

– Каким видите дальнейшее развитие ситуации?

– Сейчас предлагается создать в масштабах страны реестр диспетчеров, перевозчиков, водителей. И включать в него будут по заявительному принципу. Это – своеобразный аналог системы лицензирования. Считаю, нет смысла усложнять получение лицензии. А вот за работу без такого разрешения или с нарушением условий деятельности должна предусматриваться серьезная ответственность. Иначе мы не сможем бороться с нелегальными перевозчиками.

При этом я понимаю, что создание реестра не является каким-то суперсредством. Но это действие однозначно положительно отразится на рынке автомобилей-такси. Ждем с большим нетерпением.

Пока не окунешься в воду, плавать не научишься.

А пока схема работы таких приложений, как «Максим», проникает и в другие сферы экономической деятельности. В том числе ее тестируют на предприятиях, где работники переводятся на договоры подряда, а многие виды деятельности отдаются на аутсорсинг. Это ведет к дальнейшей социальной незащищенности человека труда.

Беседовал Геннадий ЗАКРЖЕВСКИЙ, «ТБ»

Добавить комментарий