Предрейсовый контроль и обучение водителей

Безопасность пассажирских перевозок требует системности и комплексного подхода

Обеспечение безопасности перевозочного процесса и дорожного движения является одним из приоритетных направлений деятельности автомобильного парка № 14 города Ивацевичи. В филиале ОАО «Брестоблавтотранс» строгий контроль за соблюдением правил и требований в данной сфере осуществляют сотрудники отдела охраны труда и безопасности дорожного движения.

На предприятии оборудован класс по ОТ и безопасности дорожного движения. Здесь регулярно проводятся инструктажи, занятия с использованием наглядной информации и демонстрацией фильмов, принимаются зачеты на знание основ безопасности. Автопарк тесно взаимодействует с Госавтоинспекцией, сотрудники отделения ГАИ Ивацевичского РОВД часто проводят профилактические беседы по вопросам БДД с работниками филиала.

Начальник отдела охраны труда и безопасности дорожного движения автопарка Виктор Лещинский рассказывает:

– Перед выходом на линию наши водители проходят обязательное медицинское освидетельствование. Делается это для того, чтобы убедиться, что водитель хорошо себя чувствует и может качественно выполнять свои обязанности. Во время процедуры обращается внимание на общее физическое состояние работника, измеряется артериальное давление, а также в обязательном порядке специальным прибором проверяется наличие алкоголя в выдыхаемом воздухе.

К слову, с этим вопросом, по словам начальника отдела охраны труда и безопасности дорожного движения, проблем никогда не возникает – все водители ответственно относятся к своей работе. Однако, если шофер чувствует недомогание, его отстраняют от работы и отправляют в медучреждение – в таком состоянии садиться за руль крайне опасно. На этот случай в автомобильном парке всегда имеются резервные водители.

Согласно установленным спискам, обязательное медицинское освидетельствование перед началом смены проходят и другие сотрудники филиала: слесари, электрогазосварщики и прочие работники ремонтной зоны. Их качественно выполненный ремонт и обслуживание автотранспорта также напрямую влияют на безопасность на дороге.

Ежедневно контрольный осмотр технического состояния проходят выезжающие на линию транспортные средства.

Виктор Лещинский поясняет:

– Контрольный механик проводит визуальный осмотр: проверяет подвеску, световое оборудование, пневмосистему, исправность стеклоочистителей, целостность стекол, качество закрепления сидений в салоне, исключает подтекание эксплуатационных жидкостей.

По регламенту перед выездом на линию осуществить контроль технического состояния автомобиля должен и сам водитель. Ему необходимо проверить уровень охлаждающей жидкости и моторного масла в двигателе, исправность световых приборов, а также предварительно осмотреть салон на имеющиеся в нем посторонние предметы.

Перед рейсом важно проверить наличие всех необходимых документов: технического паспорта автомобиля, страхового свидетельства и свидетельства о прохождении технического осмотра. На руках должен быть в том числе путевой лист с отметками медицинского работника и контрольного механика.

– Часто ли случается такое, что транспорт не допускается сотрудником контрольно-технического пункта к участию в дорожном движении? – интересуемся у начальника отдела охраны труда и безопасности дорожного движения автопарка.

– Такое бывает крайне редко, – отвечает он. – Если транспорт сдан в эксплуатацию с ремонтной зоны, значит, он обязан выйти на линию в исправном состоянии.

В то же время от поломок на линии никто не застрахован. Поэтому все водители автопарка прошли обучение в учебном центре в Барановичах и имеют специальность слесаря второго разряда. С незначительными поломками они в состоянии справиться собственными силами. В более сложных ситуациях на помощь всегда готова выехать ремонтная бригада на ремонтно-техническом автомобиле (к слову, в Ивацевичском автопарке в прошлом году появился новый). Дежурный механик и слесари работают даже в выходные дни.

Виктор Лещинский говорит:

– Все наши автобусы оснащены системами контроля движения «Азимут» и «БелТрансСпутник». Благодаря этому инженер по перевозкам может отслеживать их маршрут и скорость движения. Часть пассажирской техники имеет на борту средства видеофиксации, а новая оснащена видеонаблюдением в салоне. До конца года мы наметили оборудовать видеорегистраторами весь пассажирский парк. Также в планах до конца ноября – установить в автобусах датчики расхода топлива.

Весь транспорт автопарка укомплектован средствами пожаротушения и дорожными медицинскими аптечками. За сроком поверки огнетушителей строго следят ответственные за это лица, медицинские препараты регулярно обновляются.

Особое внимание в филиале «Автомобильный парк № 14 города Ивацевичи» ОАО «Брестоблавтотранс» уделяется подготовке и квалификации кадров.

При поступлении на работу в автопарк в качестве водителя или слесаря сотрудник сначала обязательно должен пройти стажировку. Перед этим с ним проводится вводный инструктаж по охране труда и пожарной безопасности. Потом за новым работником закрепляется один или несколько наставников, которые будут находиться рядом на протяжении всей его стажировки.

Ее продолжительность зависит от опыта, должности и профессиональных качеств сотрудника. Для водителей она длится от 8 до 112 часов, для слесарей – не менее двух смен. Стажер-водитель контролируется, в частности, начальником отдела охраны труда и безопасности дорожного движения, начальником автоколонны. Наблюдают за ним как на маршруте движения, так и во время подготовки к нему.

В конце стажировки наставники дают заключение о готовности претендента к работе в той или иной должности. В некоторых случаях назначаются дополнительные часы практики. Стажер должен «обкатать» все маршруты и показать себя с лучшей стороны. После успешного прохождения испытательного срока сотрудник сдает экзамен по охране труда и безопасности дорожного движения, проходит первичные инструктажи с доведением инструкций согласно специальности. После этого он может приступать к самостоятельной работе.

В соответствии с системой управления охраной труда повторные инструктажи с проверкой знаний проводятся на предприятии раз в полгода. Экзамен принимает комиссия по билетам либо с помощью компьютерных программ.

Виктор Лещинский отмечает:

– За нарушение правил техники безопасности и дорожного движения предусматривается дисциплинарная ответственность в виде лишения премии. Наступает она, к примеру, при наличии двух нарушений ПДД в месяц. К счастью, случается у нас подобное крайне редко. А дорожно-транспортных происшествий за последние два года с участием нашей техники вовсе не зафиксировано.

Для сохранения этой положительной тенденции и улучшения статистики по количеству нарушений в филиале ведется комплексная профилактическая работа. Большое внимание, в частности, уделяется повышению квалификации сотрудников. Так, на сегодняшний день ее прошли 98% водительского состава пассажирского транспорта автопарка.

Важную роль в организации безопасного рабочего процесса играет и охрана труда, подчеркивает собеседник:

– У нас регулярно проводится закупка средств индивидуальной защиты как для водителей, так и для слесарей и инженерно-технического состава. Постепенно обновляется слесарный инструмент, приобретается новое современное оборудование и приспособления для облегчения и минимизации ручного труда.

Большой объем работ для улучшения условий труда в филиале уже проведен. Так, недавно завершился текущий ремонт помещений котельной, складов, обновились и кабинеты административных зданий автопарка. В автомастерских заменили все светильники, завершили ремонт в шиномонтажном отделении, куда уже приобрели новый стенд для балансировки грузовых шин.

Недавно в автопарке закончилась подготовка к зимнему периоду. Вся техника прошла сезонное обслуживание по регламенту. Кроме того, с водителями и специалистами по ремонту были проведены плановые инструктажи по особенностям работы в осенне-зимний период.

Людмила НИКОЛАЙЧУК, «ТБ»

Добавить комментарий