Сколько веревочке ни виться…

В зоне особого внимания контролирующих органов – пассажирские перевозки маршрутными такси. Водители именно этой категории нередко попадают в оперативные сводки. Переполненные салоны, превышение скоростного режима, неудовлетворительное техническое состояние – все это ведет к непоправимым последствиям. В Гомельской области борьба с перевозчиками-нарушителями планомерно ведется сотрудниками филиала Транспортной инспекции. Проверяются как городские, так и пригородные маршруты.

В ходе проведенных контрольных мероприятий в Наровле был выявлен автомобильный перевозчик N., который осуществлял регулярную перевозку пассажиров под видом нерегулярной без заключения договора с «Гомельоблпассажиртрансом». Причем не первый год. Но, как говорится, сколько веревочке ни виться…

Солнечным сентябрьским днем на очередном рейсе Наровля – Гомель оказался особенный пассажир. Как и все прочие, он зарегистрировался через приложение и в указанное время занял место в салоне маршрутки. Ничто не предвещало беды ровно до того момента, когда, прибыв в Гомель и расплатившись за проезд, он предъявил водителю еще и служебное удостоверение на имя Вечеслава Коноплицкого, начальника регионального отдела автомобильного и весогабаритного контроля в Мозыре.

В тот же момент к месту прибыли служебные машины ТИ и ГАИ. Называется такая «торжественная» встреча, как вы догадались, контрольной закупкой. Кстати, в текущем году сотрудниками филиала Транспортной инспекции по Гомельской области было проведено более 80 таких закупок.

…Сколько раз корреспондент «ТБ» с сотрудниками филиала выезжала в рейды – не сосчитать. В любую погоду и в любое время года. Практически после каждого из них, особенно если самой приходилось выступать в роли подсадной утки, я говорила себе: «Все, с меня хватит». Однако, когда спустя некоторое время вновь слышала в телефонной трубке хорошо знакомый голос, приглашающий принять участие в очередном важном мероприятии, задавала только один вопрос: «Когда?».

Почему? Да потому, что оно того стоит. И хотя сейчас «почетная» роль утки досталась не мне, адреналина было предостаточно. Ведь мы встречали маршрутку еще на подъезде к Гомелю, а потом плотно вели ее до места назначения. На этот раз все было удивительно спокойно. Впрочем, заранее предсказать действия водителя, которому грозит лишение транспортного средства (пускай и временно, до решения суда), не взялся бы никто.

А еще, интересно наблюдать за работой профессионалов. И видеть, как происходят изменения в лучшую сторону. С 2020 года порядка 150 маршрутных такси «встало» на путь истинный – столько субъектов хозяйствования заключили официальные договоры с оператором перевозок.

Специалисты Транспортной инспекции констатируют, что в сфере маршрутных такси довольно распространенное нарушение, когда нерегулярные перевозчики маскируются под «регуляров». В то время как первые могут обслуживать только частные заказы: развозить туристические группы, например, или гостей на свадьбе, выполнять разовые перевозки. При регулярных перевозках имеются четкий график и маршрут движения, которые обязаны их соблюдаться.

Также у «нерегуляра» должны быть заказ-наряд с указанием перевозчика и заказчика и список пассажиров со старшим группы. Регулярному перевозчику необходимы также карточка и схема маршрута. А в салоне на видном месте – бедж водителя и прайс.

В случае с нерегулярными маршрутками может быть и такая ситуация, когда водитель просто скажет: «Да я друзей везу». Поэтому тут остается только рассчитывать на порядочность пассажиров, на то, что они не начнут вторить легенде. Во-первых, безопасность и здоровье должны быть в приоритете. Во-вторых, если человек следует на нерегулярной маршрутке в командировку, бухгалтерия на работе ему потом не вернет деньги за билет: чек не будет признан действительным. 

Впрочем, вычислить нелегалов совершенно несложно. Гораздо сложнее потом доказать очевидное. Слова ведь, как говорится, к делу не пришьешь. Даже записанные на диктофон. Да и тех, кто уже давно и, увы, достаточно успешно пытается обходить (то бишь объезжать) наше законодательство десятой дорогой, к людям беспечным не отнесешь. Ведь прежде чем это самое законодательство объехать, они досконально изучили потаенные стежки-дорожки. Добавьте сюда еще и многолетний опыт менее удачливых предшественников, и недюжинную интуицию.

Сколько еще нелегалов колесит по нашим дорогам? Если рассуждать абстрактно, не так и много. Но если представить, что это именно те машины, в которые мы с вами садимся каждый день, получается, не так уж и мало.

Увы, в погоне за прибылью водители микроавтобусов порой просто забывают о том, что обязаны следить за техническим состоянием своего авто. Вот и в данном случае при описи автомобиля перед отправкой его на штрафстоянку специалисты обнаружили и разбитые фары, заклеенные скотчем, и трещину на лобовом стекле, и незаконное переоборудование салона. Вместо 15 положенных по документам сидений было установлено 20. Больше мест – больше прибыль от каждого рейса.

Вроде всем водителям известно, что мелких неисправностей в автомобиле, мчащемся по трассе, не бывает. И большинство трагедий можно и нужно предупредить. Главное, что ничего сверхъестественного для этого не надо. Просто соблюдать требования, которые предусмотрены нормативными документами, а также графики проведения технического обслуживания автомобилей. В каждом парке, в каждом гараже, на каждом рабочем месте. Однако некоторые привыкли рассчитывать на пресловутое авось…

Удивительно, но и сами клиенты нелегалов не всегда понимают, что подобного рода проверки – это забота о них самих. Больше волнует, что маршрутка опоздает в место назначения. И скандалы они порой сотрудникам Транспортной инспекции устраивают знатные, буквально грудью прикрывая водителя-нарушителя.

Но тут, как говорится, хорошо то, что хорошо кончается. Дорога – территория непредсказуемая, а автомобиль – средство повышенной опасности. И тогда именно пассажир становится заложником ситуации. Билет – это своего рода страховой полис от несчастных случаев. И единственное доказательство того, что ты именно в это время находился именно в этой маршрутке. В общем, если перефразировать культовую фразу можно сказать, что у нас в системе пассажирских перевозок имеются две беды – алчные водители и безответственные пассажиры.

Надежда ТАРАСОВА-ГУЛЬ, «ТБ»

Добавить комментарий