Операция «конспирация»

Как контролеры вычисляют нелегалов, а нелегалы – чужих среди своих

В Витебской области продолжаются масштабные рейды по проверке автобусов и автомобилей-такси, направленные на пресечение деятельности нелегалов и выявление любых нарушений в работе пассажирских перевозчиков. Правда, как отмечают в контролирующих органах, со временем делать это становится все сложнее. Нелегальные перевозчики проявляют максимум осторожности, используют самые изощренные уловки, а иногда даже оказывают физическое сопротивление сотрудникам Транспортной инспекции, которые проводят проверочные мероприятия с помощью наиболее эффективного метода – контрольной закупки.

Незаконные игры

Как уже сообщала «ТБ», активная работа сотрудников филиала Транспортной инспекции по Витебской области привела к тому, что некоторые перевозчики, еще вчера работавшие в «серой» зоне – выполняли регулярные перевозки пассажиров под видом нерегулярных, постепенно стали выходить на свет и легализировать свою деятельность. В предыдущие несколько месяцев в государственное предприятие «Оператор перевозок» обратилось более десятка предпринимателей для заключения договоров по осуществлению пассажирских перевозок.

Вместе с тем при подходе к автовокзалу в Витебске все еще можно встретить хмурых мужиков, которые, бормоча себе под нос, перечисляют названия различных населенных пунктов. Похожая картина наблюдается и у автотерминалов Полоцка, Орши, Сенно и других городов райцентров Витебской области.

Казалось бы, все просто: сотрудникам Транспортной инспекции достаточно подойти к зазывалам под видом пассажиров и осуществить контрольную закупку. На деле же все оказывается гораздо сложнее. После того как «за сетку» (на штрафстоянку) были поставлены 12 транспортных средств нелегальных перевозчиков, «теневики» стали хитрее. К примеру, в Витебске вокзальные зазывалы установили своеобразный фейс-контроль.

– Билеты – в кассе автовокзала, – теперь слышат контролеры от водителей. В переводе это приблизительно означает: страхуемся от контрольных закупок.

Да, среди работников главной контролирующей организации Минтранса имеются те, чьи лица, как говорится, «засвечены». Нелегалы знают их не только по фотографиям. Но ведь не со всеми сотрудниками Транспортной инспекции они имели честь познакомиться лично. Просто зазывалы от греха подальше отказывают в поездке, если к ним подходят двое мужчин трудоспособного возраста, аккуратно постриженные, без детей и внушительного багажа. Именно так до недавнего времени выглядел обобщенный портрет сотрудников, осуществляющих контрольную закупку. И здесь мы не разглашаем какие-то секреты. Согласно Гражданскому кодексу, предпринимательская деятельность направлена на систематическое извлечение дохода, поэтому необходимо задокументировать минимум два таких факта. Следовательно, чтобы изобличить незаконную схему, контрольную закупку должны осуществлять минимум два сотрудника транспортной инспекции. В суде недостаточно голословных утверждений, нужны факты. Два человека вошли, каждый за себя заплатил – видна система.

Один из вокзальных зазывал открыто подтвердил собственному корреспонденту «ТБ» такую практику:

– Лучше я потеряю несколько человек, чем возьму в машину транспортников.

И это еще не все. В райцентрах нелегалы, кроме фейс-контроля, используют при подборе пассажиров и принятии заказов на перевозки телефонный блицопрос абонента на знание местности (улиц, магазинов, площадей, заводов, озер, иных общеизвестных для местных жителей ориентиров). Уже известно, что так поступают нелегальные перевозчики из Лиозно, Сенно, Чашников.

Начальник управления автомобильного и весогабаритного контроля филиала Транспортной инспекции по Витебской области Александр Степанов прокомментировал ситуацию:

– Такие действия нелегалов оказались весьма эффективны. На протяжении нескольких дней группа должностных лиц – участников контрольных закупок не смогла осуществить посадку в транспортные средства нелегальных перевозчиков по данным направлениям.

Чашники: только для своих

Сообщение между Чашниками и Витебском осуществляется как автобусами автопарков ОАО «Витебскоблавтотранс», так и частниками, которые выиграли конкурс и официально работают на маршруте. И первые, и вторые испытывают определенные трудности с заполнением – часто ездят полупустыми. Поэтому, чтобы минимизировать потери, вынуждены сокращать число рейсов.

И отнюдь не из-за того, что некому и незачем путешествовать между райцентром и городом областного подчинения. Существенную долю пассажиров увозят нелегалы, которые работают десятилетиями на этом направлении. Один из таких перевозчиков попал в поле зрения Транспортной инспекции.

Александр Степанов рассказывает:

– Нашим сотрудникам не удалось сесть в микроавтобус чашникского нелегала в Витебске. Пришлось провести оперативную работу: выяснить у пассажиров, приезжающих в областной центр, номера телефонов, по которым они заказывают поездки.

Далее процесс контрольной закупки осуществлялся следующим образом.

– Два инспектора отправились в Чашники и заказали себе места до областного центра. Конечно, предварительно им пришлось хорошо изучить местность, чтобы не путаться в названиях улиц и объектов. Когда тест был пройден, им предложили место и время отправления. Кстати, чтобы не сорвать операцию, было принято решение о раздельных заказах поездки участниками контрольной закупки. Так, один инспектор заказал поездку на 7.00 из города Чашники на ближайший понедельник в четверг, а второй на эти же дату и время – в пятницу. В микроавтобус они тоже садились в разное время, как незнакомые друг другу люди.

Кого возят нелегалы? Самых разных людей. Их услугами пользуются студенты, люди, работающие в Витебске, пенсионеры, которым надо в медицинские учреждения, просто желающие съездить по своим делам в областной центр. Нелегал на «Мерседесе» чуть ли не каждого из них знал лично: по-приятельски здоровался, интересовался делами.

Позже выяснилось, что он уже не один десяток лет занимается пассажирскими перевозками и даже имеет статус индивидуального предпринимателя. Однако дальше первого шага не пошел – в конкурсе на работу на этом маршруте не участвовал. Получив лицензию на осуществление регулярных перевозок пассажиров, он никогда не заключал договоры с операторами таких перевозок. Оно и понятно. В этом случае устанавливается маршрут, его схема, расписание. Следовательно, в таком случае пришлось бы работать постоянно…

Он же выходил только в самые «интересные» для себя дни и часы – по выходным и в понедельник утром из Чашников. Брал по 12 рублей с человека. Это больше, чем стоимость поездки в автобусах категории М3, на которых возит людей местный автопарк. Зато быстрее – без остановок. И сумма почти такая же, как и у легальных частных маршрутчиков, вот только налоги платить не надо, когда нет выданных билетов.

В общем, такая схема многих устраивала. Если, конечно, забыть о добросовестной конкуренции, которая должна быть между субъектами хозяйствования, работающими на общем рынке. Ну и что касается отчислений в бюджет… Находившийся в салоне микроавтобуса кассовый аппарат покрылся густым слоем пыли и даже не имел проводов подключения к сети. Скорее он выполнял лишь роль предмета интерьера, который, возможно, для кого-то имеет значение.

Деньги любят темноту

Еще одна новая фишка от нелегалов: получать деньги от пассажиров максимально закрытым способом. Прошли те времена, когда при посадке пассажиры клали в чашечку по десятке. Сейчас даже после окончания поездки процедура передачи денежных купюр у разных перевозчиков превращается в странный ритуал.

К примеру, нелегал из Чашников, когда люди, которых он довез до Витебска, высаживались на различных остановках областного центра по пути следования микроавтобуса, лично выходил из него и принимал оплату за машиной, возле задних дверей, даже если пассажирам не нужно было забирать свой багаж. Такая тактика, по его разумению, не давала возможности другим пассажирам тайно запечатлеть этот волнительный момент. А с другой стороны, в случае проведения контрольной закупки предоставляла возможность быстро запрыгнуть в машину и выжать педаль газа в пол.

В Транспортной инспекции рассказали не одну историю, как нелегалы пытались избавиться от переписанных заранее денежных купюр. Один из таксистов даже продемонстрировал фокус: за считаные секунды превратил пятирублевую бумажку в комочек, который по площади занял меньше диаметра 20 копеек.

Раскроем маленькую тайну: такие ухищрения абсолютно бессмысленны. Ибо когда планомерно собирается большой объем доказательств, сведения о конкретной купюре уже не играют решающего значения в суде.

Приехали…

Самые интересные события в ходе этой операции начались после того, как 12 реальных пассажиров покинули микроавтобус чашникского нелегала. Сотрудник Транспортной инспекции, рассчитавшись последним, объявил о проведении контрольной закупки. В это время водитель резко тронулся с места и свернул с улицы Кирова на Димитрова. Там он вытолкал транспортника из салона с применением физической силы – на землю полетели и смартфон, и планшет. Благо на место происшествия быстро прибыла группа прикрытия во главе с начальником управления автомобильного и весогабаритного контроля Витебского филиала ТИ Александром Степановым. С помощью находившегося в группе сотрудника ГАИ нарушитель был доставлен в райотдел милиции Железнодорожного района Витебска.

В милиции была установлена личность нелегала. Индивидуальный предприниматель стал более сговорчив. После проведения необходимых процессуальных действий микроавтобус «Мерседес-Спринтер» 2005 года выпуска был изъят и помещен на охраняемую автомобильную стоянку. Кстати, водитель работал на ТС, не допущенном в установленном порядке к участию в дорожном движении. Более того, один из ящиков в салоне автомобиля легко трансформировался в 16-е, дополнительное сиденье.

Кроме всего прочего, работником филиала Транспортной инспекции по Витебской области подано заявление о проведении проверки и привлечении нелегала к ответственности за насилие в отношении должностного лица, выполняющего служебные обязанности, в целях воспрепятствования законной деятельности (ч. 1 ст. 366 УК).

На данное обстоятельство следует обратить более пристальное внимание. Если факт насилия оставить без ответа, это может спровоцировать в будущем не только стандартную в таких ситуациях игру в «кошки-мышки», но и серьезное выяснение отношений на кулаках. Прецеденты, увы, есть. Вспомните, сколько было случаев в прошлом, когда дебоширы в общественном транспорте применяли силу по отношению к контролерам и кондукторам. И только внимание общества к этой теме и деятельная роль сотрудников милиции смогли остановить волну противоправных действий.

Застрявшие в прошлом

Такие нелегалы, как наш знакомый из Чашников, родом еще из 1990-х. Они есть и в Сенно, и в Лиозно, и в Орше. Всем им уже за пятьдесят. Начинали заниматься этим промыслом в молодости. Они понимают, что в нынешних условиях конкурировать на рынке на законных правах у них вряд ли получится. Да и, чтобы легализировать свою деятельность, нужно как минимум для начала пройти на своих машинах гостехосмотр. Большинство же из них требуют немалых расходов на переварку, покраску, обслуживание… Более того, нет смысла их приводить в порядок. Конкуренты выставят на конкурс свежие модели. Да и не у всех есть микроавтобусы. Многие районщики таксуют на минивэнах, переделанных грузопассажирских автомобилях, другой технике, которая не соответствует нынешним реалиям.

По сути, эти люди оказались заложниками времени. За годы нелегальной деятельности они не заработали не только больших денег, но и пенсионный стаж. И сегодня продолжают пытаться изобретать новые схемы выживания на рынке транспортных услуг. Увы, всему и всегда приходит конец. И работники филиала Транспортной инспекции по Витебской области решительно настроены очистить рынок от всех недобросовестных конкурентов.

Геннадий Закржевский, «ТБ»

Добавить комментарий