Белорусская железная дорога уделяет большое внимание вопросам охраны труда и ежегодно прорабатывает идеи и предложения, озвученные в этой области в рамках дорожного конкурса молодежных инициатив. Одним из победителей состязания в номинации «Молодежная инициатива, направленная на улучшение условий и охраны труда на производстве» стал заместитель начальника железнодорожной станции Лунинец Барановичского отделения БелЖД Евгений Яроцкий. Тема его работы – снижение опасного фактора при работе на высоте во время коммерческого осмотра железнодорожных составов путем введения в эксплуатацию комплекта технических средств.
Согласно действующим правилам, осмотру подлежат все поступающие на станцию и отправляемые с нее поезда и вагоны, поясняет Евгений Григорьевич:
– Груженые составы должны быть осмотрены для выявления и устранения коммерческих неисправностей, угрожающих безопасности движения и сохранности перевозимых грузов. При коммерческом осмотре поездов сегодня используются приставные и лестницы на вагонах, которые, к сожалению, не исключают риск травмирования работников на высоте.
На осмотр одного состава отводится 40–60 минут. За это время необходимо проверить состояние креплений грузов на открытом подвижном составе, наличие пломб и соответствие их контрольных знаков данным перевозочных документов, исправности крыш вагонов и контейнеров, состояние верхних загрузочных люков вагонов и цистерн, качество отчистки вагонов, надежность закрытия люков, исправность запорных устройств и многое другое.
Без специальных приспособлений и устройств сделать все это за такой короткий промежуток крайне затруднительно ввиду необходимости подъема на большинство вагонов. Это требует больших временных и энергозатрат. Кроме того, работа на высоте всегда сопряжена с определенными рисками.
Автор инициативы считает:
– Для решения задач коммерческого осмотра можно применять комплект технических средств (КТС), с помощью которого становится удобным осмотр вагонов и грузов со всех сторон. Комплект состоит из дистанционно регулируемой камеры с мощной подсветкой, диэлектрической телескопической штанги, монитора и приспособлений для удобства эксплуатации.
Диэлектрическая штанга с камерой крепится на ременно-плечевой системе с монитором. Длина штанги, угол наклона камеры и яркость подсветки регулируются пользователем в зависимости от условий эксплуатации. Изображение с камеры передается по Wi-Fi на монитор, обеспечивая визуальный контроль содержимого вагона, способа размещения и крепления груза, маркировки и пломбировки. При этом руки пользователя остаются свободными, и он может совершать другие действия: делать записи в блокнот, вести переговоры по рации или телефону, использовать инструменты.
Применение КТС при осмотре железнодорожного транспорта позволяет выявлять коммерческие неисправности, определять состояние крыш вагонов и контейнеров, способы крепления грузов в вагонах с просчетом количества реквизитов крепления, проверять состояние и соответствие трафаретов и маркировок, наличие и исправность запорно-пломбировочных устройств, наполненность открытых вагонов, выявлять посторонние предметы на вагонах, а также формировать, сохранять и передавать на съемные носители фото- и видео-материалы по результатам коммерческого осмотра.
Евгений Яроцкий отмечает преимущества предложенного им устройства:
– Конструкция обеспечивает легкость развертывания и свертывания КТС силами одного-двух сотрудников. При этом диэлектрическая телескопическая штанга позволяет осуществлять осмотр труднодоступных мест на расстоянии от полутора до пяти метров в любом направлении. Таким образом, КТС позволяет качественно и оперативно осматривать вагоны, создавать безопасные условия труда для приемщиков поездов, приемосдатчиков груза и багажа.