Крайнее звено цепочки движения

Локомотивное депо Барановичи – крупнейшее ремонтно-эксплуатационное предприятие Белорусской железной дороги. Сегодня здесь трудится более 200 машинистов. Перевозочный процесс обеспечивают сотрудники цеха эксплуатации. Рейсы осуществляются по шести направлениям грузового и пассажирского движения – поезда следуют в Брест, Оршу, Минск, Волковыск, Лиду, Лунинец, Слуцк и Гродно.

Одним из приоритетных направлений деятельности цеха эксплуатации локомотивного депо является обеспечение безопасности перевозок. Для этого в организации ведется большая профилактическая работа.

Заместитель начальника депо по эксплуатации Михаил Коваль рассказывает:  

– Ежедневно перед выездом локомотивных бригад на участок дежурный проводит инструктаж по безопасности, в ходе которого до сотрудников доводятся оперативные изменения поездной обстановки: предупреждения, изменения скорости. Также раз в год с каждым работником цеха проходит собеседование по безопасности движения. Проводится оно, как и внеплановые инструктажи, и в случае, если наблюдаются какие-либо нарушения в процессе работы.

В локомотивном депо на постоянной основе осуществляется контроль выполнения бригадами своих рабочих обязанностей при ведении поезда, соблюдения регламента переговоров и скоростного режима. Каждая поездка фиксируется на кассетах регистрации КЛУБ и КПД, скоростемерных лентах. Эти носители содержат полную информацию о рейсе: скорость, время, подача сигналов, торможение и прочее. Машинист сдает кассету с маршрутом, и техники по расшифровке приступают к анализу поездки. При этом проверяется, как машинист выполнял свои обязанности в процессе движения поезда, имели ли место нарушения требований нормативных документов.

Выявленные в процессе расшифровки нарушения расследует специальная комиссия в составе начальника локомотивного депо, инженера по безопасности, машиниста-инструктора бригад локомотивных и заместителя начальника депо по эксплуатации. Проводится детальный разбор поездки, анализируются все параметры. Часто случается, что вина машиниста не подтверждается.

– У нас такие грубые нарушения встречаются редко, – отмечает Михаил Владимирович. – Чаще имеют место незначительные недочеты при выполнении рабочих обязанностей. Но стоит отметить положительную тенденцию снижения общего количества нарушений в сравнении с прошлым годом. Мы активно работаем над тем, чтобы она сохранялась.

В свободное от работы время в цехе эксплуатации проводятся технические занятия, посещение которых обязательно. На обучение ежемесячно отводится четыре часа. Здесь разбираются вновь поступившие нормативные документы, порядок действий при разного рода нештатных ситуациях, способы устранения неисправностей на локомотиве, обсуждаются выявленные в результате анализа поездок нарушения инструкций и техники безопасности. При этом раз в квартал сотрудники сдают зачет на знание всей этой информации.

Строго контролируется выполнение рабочих инструкций. Раз в два года проводится экзамен на знания правил технической эксплуатации и других нормативных документов, которыми руководствуются в работе члены локомотивных бригад.

Заместитель начальника депо по эксплуатации Михаил Коваль говорит:

– При приемке локомотива машинист обязан провести его общий осмотр: проверить исправность тормозного оборудования, дизель-генераторной установки, токоприемников, трансформаторов, переключающих устройств, проконтролировать сроки поверки приборов безопасности. Все данные осмотра вносятся в журнал технического состояния локомотива. После окончания поездки машинист записывает свои замечания, чтобы ремонтный персонал оперативно устранял выявленные неполадки.

На каждом локомотиве в обязательном порядке находится медицинская аптечка, укомплектованная согласно утвержденному Минздравом перечню. Лекарственные препараты регулярно обновляются в соответствии со сроками годности.

Особое внимание уделяется пожарной безопасности. На каждом локомотиве имеются средства или системы пожаротушения в зависимости от конструкции локомотива. При его приемке перед поездкой машинист должен проверить наличие и сроки поверки огнетушителей, пожарных установок. Следит за этим и работник, ответственный за пожарную безопасность в депо. У него есть паспорт на каждый локомотив, где прописано, в какие сроки заряжались средства пожаротушения. Когда подходит срок планового ремонта, производится замена огнетушителей или проверка пожарной установки.

Контролируется также наличие у сотрудников спецодежды, сигнальных жилетов при нахождении на путях и в процессе выполнения своих обязанностей. За нарушение инструкций либо техники безопасности работник локомотивной бригады привлекается к материальной или дисциплинарной ответственности.

Следует отметить, что в локомотивном депо Барановичи нарушения требований документов и инструкций работниками случаются нечасто: все машинисты цеха эксплуатации – опытные специалисты. Это неудивительно, ведь для работы по этой профессии необходимо много учиться и практиковаться.

– Чтобы стать машинистом, нужно лет пять, не меньше, – отмечает заместитель начальника депо по эксплуатации. – А для получения свидетельства помощника машиниста надо окончить железнодорожное учебное заведение. Есть и другой вариант. К примеру, около половины наших машинистов изначально работали в депо слесарями. Потом мы направляли их на курсы помощника машиниста, обучение на две тяги длится около девяти месяцев. Минимум три года человек работает помощником машиниста и только после этого может рассматриваться по профессии машиниста. Но для этого необходимо вновь отправиться на обучение. Курсы машиниста длятся тоже около девяти месяцев. А по их окончании кандидату предстоит пройти проверку знаний еще и в депо.

Далее – стажировка, дублерские поездки в течение месяца, как минимум по два рейса на каждое из шести грузовых направлений. И только после прохождения всех этих испытаний сотрудник может начать работу машинистом. Кстати, первые его самостоятельные поездки проходят под наблюдением опытного машиниста-инструктора, который осуществляет контроль за новоиспеченным машинистом.

Именно такой долгий путь от слесаря до машиниста электровоза прошел Виктор Щепинов. Почти четверть века он работает в депо и уже 14 лет машинистом.

Виктор Владимирович отмечает:

– Профессия машиниста очень ответственная. Ты отвечаешь за жизни пассажиров и сохранность грузов. А в дороге может случиться всякое. Среди наиболее распространенных нештатных ситуаций – применение экстренного торможения для предотвращения наезда на транспорт, пешеходов либо животных, грение буксы вагона или локомотива, просыпание груза. Конечно, всего не предусмотришь, но порядок действий локомотивной бригады при таких часто встречающихся обстоятельствах прописан в наших нормативных документах.

Сталкиваются машинисты в пути и с различными неисправностями локомотива. Например, могут сработать тормоза. Машинист должен уметь отличить ложное срабатывание от настоящей неисправности. Вместе с помощником машиниста он устраняет поломки в вагоне и локомотиве. В депо говорят: машинист – крайнее звено цепочки движения, а значит, и крайне важное.

– Случается, поезд просто не едет, – рассказывает Виктор Щепинов. – Нужно найти причину и устранить ее. На новых локомотивах проще, компьютер сразу выдает ошибки, остается только исправить их, а на старых приходится все делать самостоятельно. 

Машинисты локомотивного депо Барановичи со всей ответственностью относятся к выполнению своих рабочих обязанностей, требований по охране труда и технике безопасности. Об этом свидетельствуют награды сотрудников. Так, в этом году за безаварийный пробег были отмечены машинисты Д.Н. Бернацкий и В.В. Трус, проехавшие 500 тыс. км пути, а также В.А. Галицкий, успешно преодолевший 1 млн км. 

Добавить комментарий