Как показывает практика, белорусские автовладельцы прекрасно знают, когда необходимо «переобуть» свое транспортное средство. В ПДД прописано, что зимние шины в обязательном порядке должны быть установлены не позднее 1 декабря. Однако многие минчане позаботились о покрышках заранее – задолго до наступления календарной зимы.
В целях профилактики и предупреждения ДТП в конце ноября – начале декабря Госавтоинспекция провела республиканскую акцию «Смени шины на своей машине!». Вместе с сотрудниками ГАИ Партизанского района города Минска корреспондент «Транспортной безопасности» отправилась в один из таких рейдов.
Трамвай – не повод тормозить?
Двигаясь по улице Долгобродской на служебном автомобиле, наш экипаж заметил первое правонарушение. По громкой связи водителя Renault Logan просят остановиться. Нарушение достаточно серьезное – «Яндекс.Такси» не предоставил преимущества пешеходам, идущим к стоявшему на остановке трамваю. Несмотря на посадку и высадку пассажиров, водитель не остановился.
– Начинать движение разрешается только после закрытия дверей трамвая и выключения на нем аварийной сигнализации, – рассказывает инспектор ДПС ОГАИ Партизанского РУВД капитан милиции Игорь Рыжевич. – Таксисту следовало остановиться, дождаться, когда закроются двери, и только после этого продолжить движение.
Водитель Renault Logan спокойно проехал остановочный пункт и затормозил только перед светофором. А ведь в любой момент из транспорта мог выскочить пассажир. Таксист пояснил:
– У стоящего трамвая двери еще не были открыты, поэтому я медленно катился вперед. Конечно, стараюсь не нарушать, но здесь так получилось. В такси работаю уже больше десяти лет. Еще на «Волгах» начинал…
С шинами у автомобиля оказалось все в порядке – водитель сменил их еще в начале ноября:
– Это безопасность пассажиров и моя в том числе. На машине установлены покрышки отечественного производителя «Белшина». Нам, таксистам, резины хватает на сезон, на «лето» даже не переходим.
На первый раз нарушитель отделался предупреждением. К слову, экипажи ДПС оснащены планшетами, с помощью которых по базе ГАИ оперативно можно найти всю информацию на интересующего водителя. Достаточно ввести фамилию и дату рождения – и стражи порядка знают, где и сколько раз тот нарушал.
Без техосмотра далеко не уедешь
Экипаж последовал дальше. В этот раз сразу два нерадивых водителя попали в поле зрения дорожно-патрульной службы. При повороте налево с улицы Долгобродской на переулок Козлова на нерегулируемом пешеходном переходе они не пропустили пешехода, пересекавшего проезжую часть. Как тут же выяснили госавтоинспекторы, это – не единственное их правонарушение: у обоих отсутствовал допуск к участию в дорожном движении.
– Я купил этот автомобиль две недели назад и еще не успел пройти техосмотр, – оправдывается Александр, водитель Toyota с 30-летним стажем.
– Согласно Постановлению Совета Министров № 630, транспортное средство должно быть представлено для проведения техосмотра не позднее десяти дней после его государственной регистрации, – парировал инспектор ДПС ОГАИ Партизанского РУВД Сергей Румак.
– Я уже записался на техосмотр. А что касается пешехода, то он еще только готовился переходить. Да и место такое на перекрестке…
Выдали пенсионеру письменное предупреждение и наказали быть более внимательным за рулем, ведь дорога ошибок не прощает. В следующий раз поблажек точно не будет – получит штраф.
К слову, с зимней резиной у Александра проблем не было – он купил новый автомобиль с пригодными покрышками.
Водитель Mercedes Валерий тоже отделался письменным предупреждением за отсутствие пройденного техосмотра. А «переобулся» он еще в конце октября – посчитал, что так будет лучше. Несколько дней с утра была низкая температура, поэтому и поменял резину заранее, не дожидаясь наступления зимы.
И все-таки штраф
Следующим местом дислокации экипажа ДПС стала улица Ваупшасова. Машину ГАИ оставили в «кармане», а сами отправились к проезжей части. Здесь черно-белый жезл инспектора остановил не один десяток автомобилей, но за рулем находились законопослушные граждане.
А вот владелец старенького Mitsubishi не позаботился о получении разрешения на участие в дорожном движении. Как оказалось, с подобным правонарушением он попался не в первый раз. С момента последнего предупреждения и года не прошло. Вердикт инспекторов ДПС: 0,5 базовой величины.
В свое оправдание водитель Mitsubishi сказал:
– Мой водительский стаж – более 18 лет. Правила дорожного движения стараюсь соблюдать всегда. Автомобиль у меня старенький, 1997 года выпуска, поэтому техосмотр пройти будет тяжело…
Шины он сменил своевременно – за месяц до наступления календарной зимы, как только услышал о возможном понижении температуры. Говорит, что за данным вопросом следит исправно, потому что это – главный фактор обеспечения безопасности.
Здесь не лишним будет напомнить, что в зимних условиях водителям следует выбирать корректную скорость движения и соблюдать дистанцию, а также периодически проверять исправность тормозной системы и рулевого управления.
Вскоре неподалеку от нас припарковал служебный автомобиль еще один экипаж. Соседями оказались госавтоинспекторы, контролирующие соблюдение законодательства и техническое состояние транспорта перевозчиков и других организаций.
Старший госавтоинспектор майор милиции Юрий Сидор отметил:
– На предприятиях мы отслеживаем, как осуществляется допуск транспортных средств на линию и как проводятся профилактические мероприятия. Более досконально работаем по техническому состоянию транспорта. С конца октября повышенное внимание уделяем работе водителей в непростых погодных условиях. В каждой организации есть должностные лица, которые следят, к примеру, за своевременной сменой летней резины на зимнюю. Если на дороге выявляем такое нарушение, к ответственности привлекается не только водитель, но и юрлицо – за допуск к участию в дорожном движении транспортного средства с техническими неисправностями. Работаем с такси, маршрутными и каршеринговыми автомобилями.
В поле зрения инспекторов попал микроавтобус.
– Посмотрите, какое техническое состояние у этого автомобиля: лобовое стекло треснуто, стоп-сигналы и указатель поворота не горят. Кроме того, техосмотр не пройден и допуска к участию в дорожном движении нет. При проверке документов выяснилось, что за рулем – физическое лицо. Мы его остановили, поскольку микроавтобус грузовой и это мог быть нарушитель ИП. На первый раз он получает предупреждение, – пояснил майор милиции Юрий Сидор.
– Какие нарушения сейчас наиболее характерны? – интересуюсь у собеседника.
– В основном это отсутствие допуска транспорта к участию в дорожном движении и технические неисправности. В своей работе мы руководствуемся Приложением 4 Правил дорожного движения, где указан перечень неисправностей, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена. Отсутствие зимней резины – серьезное нарушение. Но такие автомобили сейчас нам встречаются редко. Чаще – износ протектора шин. Некоторые водители используют всесезонные шины. Это допустимо, на такой резине стоит маркировка соответствующего образца. Водители осознают, что экономия в данном вопросе ни к чему хорошему не приведет. Должностные лица очень ответственно относятся к этому. А физические сами отвечают за свою жизнь, здоровье, безопасность.
Мы с экипажем сотрудников дорожно-патрульной службы снова двинулись в путь. Инспектор ДПС ОГАИ Партизанского РУВД Сергей Румак добавил:
– Действительно, львиная доля нарушений – это отсутствие разрешения. Но есть и другие: непредоставление пешеходу преимущества на дороге, разговоры по мобильному телефону во время движения, неиспользование ремней безопасности.
– А часто ли встречаются пьяные за рулем?
– Довольно часто, – продолжает Сергей Николаевич. – В основном водители в состоянии алкогольного опьянения попадаются в выходные в вечернее и утреннее время, а также в понедельник. Мы просим автолюбителя выйти из машины, чтобы точно определить, трезв он или пьян. Часто можно спутать запах с туалетной водой, лосьоном после бритья, а в зимний период и с омывающей жидкостью.
В потоке машин тоже можно заприметить «пьяную». В таких автомобилях – запотевшие окна, открыта форточка. Лицо водителя красное, он может жадно пить воду. В последний раз, когда мы остановили такого, прибор показал 0,8 промилле. Причем мужчина был на служебной машине.
Как-то рано утром, подъезжая к светофору, мы поравнялись с автомобилем, за рулем которого сидел молодой парень. Он то опускал, то поднимал голову. Казалось, вот-вот заснет. Сразу подумали, что возвращается после ночной смены. Остановили, завезли на освидетельствование, оказалось, наркоман.
Пешеходы, кстати, нарушают не меньше водителей. Некоторые переходят или перебегают проезжую часть вне пешеходного перехода. К примеру, только за один день было остановлено более десяти нарушителей…
Мы выехали на улицу Берестянскую. Не успел Сергей Румак договорить, как перед нашей машиной перешла дорогу женщина. И, конечно же, далеко не по переходу. По громкой связи сотрудники ДПС попросили ее остановиться и подойти к машине. Нарушительницей оказалась пенсионерка Алла Дмитриевна. Она извинялась и обещала больше никогда не поступать так опрометчиво. Женщина получила письменное предупреждение.
Наш рейд подошел к концу. По его результатам мы выяснили, что у всех остановленных нами машин на колесах – зимние шины с соответствующей маркировкой и глубиной протектора. И, безусловно, это хороший знак. Но, к сожалению, иные правонарушения со стороны как водителей, так и пешеходов все же имеют место быть.