В ночь на 24 апреля сотрудники подразделений Минского городского управления МЧС совместно с работниками государственного предприятия «Минский метрополитен» провели совместные учения по действиям в нештатных ситуациях. По их замыслу, в тоннеле между станциями «Московская» и «Парк Челюскинцев» произошли «возгорание и пожар» в электропоезде. Из состава необходимо было эвакуировать пассажиров и силами спасателей локализовать очаг возгорания.
В учениях были задействованы 23 единицы специальной техники и около сотни спасателей, которые ликвидировали условную чрезвычайную ситуацию в метро на станции «Московская». Учения проводились в ночное «окно», когда две задействованные станции завершили свою обычную работу и были закрыты для посещения людей.
На платформе станции «Московская» был развернут штаб метрополитена по координации действий сотрудников подземки со спасателями при отработке учебных элементов. В свою очередь, на проспекте Независимости – у входа в метро – находился штаб МЧС. Со стороны метро руководство учениями осуществлял заместитель директора по безопасности Вадим Плис. В прошлом кадровый офицер одной из силовых структур, Вадим Викторович имеет большой организаторский опыт в сфере профилактики и предупреждения нештатных ситуаций.
На учения прибыло более 50 курсантов университета гражданской защиты МЧС Республики Беларусь. Им была отведена роль пассажиров, попавших в огненный плен в тоннеле. Со стороны «Парка Челюскинцев» прибыл пустой состав из пяти вагонов, куда зашли будущие спасатели. Поезд увез их в перегон между станциями и остановился в нескольких сотнях метрах от одной из них.
В установленное время с контактного рельса (который запитывает поезда электроэнергией) было снято напряжение, чтобы избежать поражения людей электрическим током в 825 вольт. Для реалистичности условного пожара задействовали дымовые установки, с помощью которых в тоннеле образовалась белая пелена.
Активная фаза учений началась около двух часов ночи. По замыслу, состав из-за неисправности остановился между станциями. Загорелся один из вагонов, тоннель задымлен, имеются пострадавшие. Первая машина спасателей приезжает к станции, проводится разведка. «Держитесь правой стороны по ходу движения», – прозвучало объявление по громкой связи.
Тем временем на поверхности развернулся штаб ликвидации. В течение десяти минут после получения сообщения к станциям «Московская» и «Парк Челюскинцев» прибыло более 20 машин спецтехники. Сюда же приехала и машина аварийно-технической помощи метрополитена.
На платформе станции «Московская» сформировали первую команду спасателей, которая вскоре пошла в тоннель. Руководитель тушения пожара Александр Гончарик отдавал подчиненным лаконичные и четкие распоряжения, в первую очередь нацеливая на спасение людей. На станцию продолжали прибывать новые подразделения. Спасатели прокладывали с улицы пожарный рукав – магистральную линию для подачи воды.
Из тоннеля эвакуировали пассажиров, а после вынесли манекен – имитацию спасенного человека. На носилках его доставили на поверхность платформы. После таким же образом был спасен еще один пассажир. Под землей работа продолжалась: спасатели перемещали пожарные рукава, устанавливали надежную связь с ушедшими в темноту подразделениями.
Вскоре от руководителя учения была получена неожиданная вводная. В соответствии с ней в последнем вагоне осталось двое пострадавших. Их общий вес – более двухсот килограммов. Необходимо было задействовать тележку, которая движется по рельсам и может перевезти несколько человек.
Александр Гончарик оперативно сформировал группу из шести спасателей, находящихся на станции. Они вместе с тележкой отправились к составу за пострадавшими и через считанные минуты вернулись с двумя пассажирами. Вскоре прозвучало сообщение о ликвидации пожара. На тушение было подано пять стволов, из них два – от магистральной линии, три – от пожарного крана.
– В ходе учений эвакуировали 47 человек, спасли четырех, из них – двоих пострадавших, – сообщил руководитель учений.
Начальник пожарно-спасательной службы пожарного аварийно-спасательного отряда на объектах метрополитена Александр Котов по итогам учений отметил:
– Благодаря грамотным и слаженным действиям наших сотрудников и персонала метрополитена в кратчайшие сроки были эвакуированы люди и ликвидировано возгорание. Объект сложный и опасный, работать приходится под землей, где недостаточно качественная радиосвязь. Также здесь обычно находится большое количество людей.
Он также подчеркнул, что с любым чрезвычайным происшествием в метро спасатели справятся:
– Каждый месяц мы отрабатываем взаимодействие с администрацией метрополитена по тем или иным вопросам. Я уверен: мы готовы справиться с самыми сложными задачами.
Заместитель директора метрополитена по безопасности Вадим Плис придерживается того же мнения:
– Отработан алгоритм. Инструкция четко регламентирует действия работников как МЧС, так и метрополитена. И мы не ограничиваемся проведением только таких учений. Постоянно тренируем в том или ином формате всех работников метрополитена по теме обеспечения безопасности перевозок.
Учение окончилось после трех часов ночи. Спасатели собирали развернутое оборудование, а метрополитен зажил своей обычной жизнью. Персонал подземки приступил к выполнению различных работ, чтобы вновь принять пассажиров и сделать их пребывание в метро безопасным.
Специально для «Транспортной безопасности»
Андрей ДРОБ, пресс-секретарь Минского метрополитена