Как огонь, маргарин и ошибки служб безопасности погубили десятки жизней
В 2019 году норвежский режиссер Пол Ойе снял фильм «Туннель». Его действие происходит в заснеженных горах, сквозь которые пролегает короткая дорога для местных жителей. В канун новогодних праздников люди спешат домой, чтобы порадовать своих близких, даже не зная, что скоро окажутся в смертельной ловушке. В туннеле водитель бензовоза, не справившись с управлением, врезается в стену, и его машина преграждает путь другим автомобилям. Из поврежденной цистерны начинает выливаться топливо, а случайная искра его воспламеняет, после чего начинается хаос.
По словам режиссера, «Туннель» был снят на основе реальных событий, которые, к счастью, не сопровождались гибелью людей. Но не все подобные происшествия заканчиваются без жертв. 25 лет назад в Монбланском туннеле на границе Франции и Италии произошла катастрофа, потрясшая не только две эти страны, но и всю Европу.
Без огня дыма нет
Монбланский туннель считается одним из самых протяженных в мире. Его длина – 11,6 км, ширина – 6,4 метра, а проложен он под Монбланом, высочайшей горой Западной Европы. Строительство туннеля продолжалось с 1957 по 1965-й. С момента ввода в эксплуатацию он стал важнейшим путепроводом в Альпах, значительно сократившим время проезда из одной страны в другую. Ежедневно через него проезжает более 5 тыс. автомобилей.
Утром 24 марта 1999 года со стороны Франции в туннель въехал 40-тонный бельгийский грузовик Volvo, груженный 12 тоннами муки и 9 тоннами маргарина. За рулем сидел 57-летний Жильбер Деграв – опытный водитель с 25-летним стажем. Когда машина двигалась со скоростью 60 км/ч, из-под кабины начал валить белый дым. Водители встречных автомобилей сигналили Деграву, но тот не обращал на них внимания.
Вскоре из-за дыма понизилась видимость, и на французской стороне сработала пожарная тревога. Однако операторы не нашли очага возгорания, поэтому не опустили шлагбаум, и в туннель с обоих концов продолжали въезжать автомобили.
Через какое-то время Деграв все-таки заметил дым в зеркале заднего вида, но продолжил свой путь, желая как можно быстрее покинуть туннель. Но дым усилился, и ему пришлось остановиться в 6 км от въезда. Деграв попытался достать огнетушитель, но когда заглянул под кабину, произошла вспышка, и в лицо ему ударило пламя. Огонь быстро объял кабину. Водитель, поняв, что ему одному с пожаром не справиться, бросился к итальянскому выезду.
А за пылающим грузовиком тем временем образовалась большая автомобильная пробка. Огонь стремительно разгорался, выделяя массы густого черного дыма. За считаные минуты он охватил все машины, застрявшие в пробке. Один из автомобилистов сумел дозвониться до итальянского контрольного пункта из пожарного укрытия, расположенного в 300 метрах от пожара. Только после этого французская и итальянская стороны перекрыли въезд в туннель.
Когда спасатели бессильны
На французской стороне по тревоге была поднята пожарная команда. Через минуту она уже находилась в туннеле, однако низкая видимость не позволяла найти застрявших в пробке людей. Многие автомобилисты пытались развернуться и уехать назад, но густой дым глушил моторы их машин. А люди в едком дыму теряли сознание от удушья.
Когда в туннель прибыла дополнительная бригада спасателей, дым уже сгустился настолько, что те были вынуждены покинуть свой автомобиль и укрыться в ближайшем пожарном убежище. В это же время с другой стороны вошли итальянские спасатели-добровольцы, но огонь, объявший остальные застрявшие машины, заставил их отступить. На обратном пути спасателям удалось вывести из туннеля несколько человек.
Вскоре с итальянской стороны въехали профессиональные пожарные, но из-за катастрофического масштаба пожара им тоже пришлось покинуть автомобиль и укрыться в убежище. Через некоторое время они получили приказ найти французских спасателей, однако не смогли этого сделать из-за нулевой видимости и вернулись в укрытие.
Двери кабинок, за которыми прятались пожарные команды, были способны выдержать от двух до четырех часов прямого пламени. Однако в туннеле, где температура достигала 1000°, пожар бушевал… 53 часа. Людям, спрятавшимся в укрытиях, пришлось выбираться из них через вентиляционные шахты. Когда пламя стихло, еще 5 дней ушло на охлаждение туннеля до такой степени, чтобы в нем можно было начать спасательные и ремонтные операции.
Всего в огненной ловушке оказались 50 человек, из них 39 погибли, еще 11 получили серьезные травмы. Среди погибших 37 человек были водителями – 27 из них задохнулись и сгорели в своих же автомобилях. Еще десять пытались выскочить из облака дыма, но не успели: система вентиляции перемешивала смертельные газы быстрее, чем люди бежали. Тела жертв находили потом в сотнях метров от их машин. Всего сгорели 23 грузовика, 10 легковушек и два пожарных автомобиля.
Еще в туннеле погиб пожарный, пытавшийся спастись в убежище, а также итальянский патрульный Пьерлучио Тинацци, ставший настоящим героем этой трагедии. Получив информацию о ЧП, он устремился на помощь и успел вывезти с десяток человек, большинство из которых уже потеряли сознание. Сам Тинацци выбраться не смог – расплавленные остатки его мотоцикла спасатели нашли позже в эпицентре пожара.
Маргарин как бензин
Непосредственной причиной трагедии было названо возгорание двигателя Volvo. Но специалисты долго не могли понять, что придало пожару такую силу. Когда вспыхнул огонь, бензобак грузовика был полупустым. Оставшееся в нем топливо само по себе не могло привести к катастрофе таких масштабов.
Проведя ряд экспериментов, эксперты поняли: ключевую роль сыграло то, что огонь перекинулся на рефрижератор, где находились 9 тонн маргарина – жирового продукта, горючего, как и все жиры. По сути, в распоряжении огня оказались 9 дополнительных тонн топлива, которое разлилось по асфальту и переметнуло пожар на соседние машины. А термоизоляционная пена в горящем рефрижераторе дала густой и токсичный дым.
Большое значение имела и несогласованность действий операторов. Из-за особых погодных условий воздушные массы в туннеле гнали дым к французскому выезду. В итальянскую сторону он распространялся медленнее, из-за чего некоторые автомобили смогли развернуться и поехать обратно. Увидев уезжающие машины и желая облегчить им движение, итальянский оператор включил подачу воздуха в сторону Франции. Увы, это только усилило распространение дыма: всего за четыре минуты он продвинулся на полкилометра.
Изменилось всё
Катастрофа под Монбланом выявила тотальное несоответствие действующей системы безопасности потенциально возможным ЧП. После трагедии был принят такой масштабный комплекс мер, что сегодня ее повторение вряд ли возможно.
Для устранения несогласованности вместо двух национальных операторов была учреждена единая система контроля. Грузовым автомобилям въезд в туннель сегодня разрешается только после осмотра. Во время реконструкции были проложены дополнительные экстренные выходы с убежищами – их объединили с пешеходным туннелем, идущим параллельно автомобильному, где есть своя система вентиляции. Весь туннель оснастили камерами видеонаблюдения и множеством дополнительных термодатчиков, а в центре его, рядом с местом трагедии, оборудовали аварийную станцию с пожарными спецавтомобилями.
Кроме того, в туннеле теперь категорически запрещена остановка – весь транспорт обязан двигаться со скоростью 50–70 км/ч, причем расстояние между автомобилями должно быть не менее 150 метров. И это неспроста. Если бы Деграв не остановил свой Volvo, а продолжил движение, пожара могло и не быть – огню на ходу просто не хватило бы кислорода, чтобы разгореться в полную мощь.
Подготовил Леонард КАПЛЕНКО